Рассказ Екатерины Рыбаченко – о бизнесе, IT- будущем аграриев, шансах заработать на земле и о супруге – Айварасе Абромавичусе
Совет бизнес-омбудсмена и LIGA.net запустили совместный проект “Уроки бизнеса”. Он для тех, кто хочет узнать, как устроен реальный украинский бизнес и благодаря чему он стал успешным. Журналисты приходят к лидерам компаний, которые обращались в Совет, задают “простые” вопросы о лидерстве, украинской конкуренции, и, конечно, о том, как и на чем они зарабатывают.
В агробизнесе я оказалась случайно. В 2007-м Агро-Регион сменил собственников – ими стали акционеры шведского инвестиционного Фонда East Capital (основатель – супруг Екатерины Рыбаченко Айварас Абромавичус). Покупка компании с земельным банком возле Бориспольского аэропорта казалась тогда хорошей инвестицией. В 2007-м, как и сегодня, все ждали отмены моратория на продажу земли.
Через год Агро-Регион оказался в кризисе. Управлением занимался бывший менеджмент компании. Поскольку это были титулованные аграрии, гендиректор – Герой Украины, дважды министр сельского хозяйства, то команда априори вызывала доверие. Они не справились, зимой на поле стояло 20 000 га неубранной кукурузы, а в местном банке накапливался долг.
В 2009 году управление полностью сменилось. Я пришла в компанию в качестве представителя акционеров, чтобы провести инвентариацию активов – имущество, землю, присмотреть за ними. Все директора, которые спасали компанию, тоже не имели ничего общего с сельским хозяйством. Все наработанное предыдущим менеджментом и агрономами, мы не воспринимали и считали плохим.
Сегодня мы эффективнее европейских фермеров, которым Европейский Союз выделяет субсидию $400 на гектар земли. Они работают в ноль и хуже нас, потому что им необязательно быть очень эффективными.
Агробудущее: IT-инженеры вместо трактористов
Сейчас, говоря о трактористе, мы подразумеваем IT-инженера. Он управляет агрегатором стоимостью полмиллиона долларов и шириной размаха крыльев больше, чем у самолетов Boeing. В кабине пять компьютеров с англоязычным ПО. Сотрудник, компетенция которого позволяет управлять такой техникой, может зарабатывать от 40 до 60 000 гривень.
Сельское хозяйство будет все меньше нуждаться в человеческом ресурсе. Через 10 лет в тракторах не будет и кабин. Вместо того, чтобы сидеть в кабинах, инженеры будут программировать технику и соответственно зарабатывать еще больше.
Риски агростартаперов
Первый риск – это выбор культуры. Не рекомендую заходить в маленькие ниши – клубника, малина, потому как там низкий порог входа. Туда может инвестировать каждый. Чтобы выстроить бизнес надо понимать всю цепочку, а главное, кому ты это продаешь. В крупном бизнесе следует выбирать экспортные культуры, на которые есть стабильный спрос.
Агробизнес очень капиталоемкий. Риски связаны не только с погодой, но и с людьми, технологией, качеством, таймингом. Если нет хорошей команды, можно все потерять за один сезон.
Нас иногда атакуют местные активисты, утверждающие, что агробизнес разрушает дороги. Например, во время сбора урожая под давлением активистов совет депутатов принял решение, запрещающий проезд транспортных средств массой свыше 10 тонн. Поскольку в регионе нет объездных дорог, решение блокирует вынос урожая. Машины, которые едут с поля, обычно весят 20 тонн, и это разрешенный тоннаж в Украине. Когда нам перекрывают дороги, мы обращаемся в Совет бизнес-омбудсмена.
Заработать на отмене моратория
Если бы я запускала агробизнес в 2019 году, то дождалась бы отмены моратория на продажу земли. Так близко к этому историческому моменту, как сейчас, мы еще никогда не были.
У нас 38 000 гектаров земли и 12 000 договоров аренды с частными лицами. В основном, это бабушки и дедушки. Средний возраст нашего пайщика – более 68 лет. Эти люди уходят из жизни, так и не воспользовавшись правом распоряжения земли. Они не могут их продать, а некоторые не могут передать наследникам, поэтому земля переходит государству. Последняя сдает ее в аренду и создает очередную коррупционную схему.
Хороший фермер всегда хочет владеть своей землей. Потому что это долгосрочный бизнес. Инвестиции в агробизнесе окупаются через лет десять. Если ты хочешь делать точечные и правильные вещи, то должен делать это на собственной земле. Открытия рынка земли хотят компании, у которых стабильная финансовая ситуация. Они знают, что смогут купить землю, в случае если пайщик ее продаст.
Я призываю украинцев не пропустить момент отмены моратория и инвестировать в землю. Это идеальный момент заработать деньги. Как показывает мировая практика, после снятия ограничений земля стоит недорого, но спустя время она активно растет в цене. Например, в Прибалтике десять лет назад гектар земли стоил $500, сейчас его продают за $7000.
500 дней без Айвараса
Своего супруга я всегда знала, как человека из бизнеса, построившего успешнейшую инвестиционную компанию East Capital в Швеции. В 2014-м все, что происходило на Майдане, – происходило на наших глазах, живем мы на Крещатике. Тогда не было сомнений – надо помогать. Айварас продал свою шведскую компанию и полностью отдался новому делу. На 500 дней исчез из семейной жизни, фактически провел их все в офисе.
Я активно отговаривала его идти во второй раз в политику. Отговариваю до сих пор. Работа на госслужбе физически очень сложная, от политики сложно отойти. Требуется, как минимум, год, чтобы вернуться к обычной жизни.
Диана Манучарян,
корреспондент LIGA.net
Оригинал статьи доступен по ссылке: http://bit.ly/2OvRUSl
26.07.2019