Институт защитника интересов бизнеса создан в Украине полгода назад – в конце ноября 2014-го. В декабре в Украине появился бизнес-омбудсмен – им стал бывший министр финансов Литвы (1997-1999 и 2008-2009 годы) и еврокомиссар по финансовому планированию и бюджетированию (2009-2010), налогообложению и борьбе с мошенничеством (2010-2014) Альгирдас Шемета. В мае 2015-го совет бизнес-омбудсмена начал работу. 27 мая на встрече с журналистами Шемета рассказал об особенностях создания органа, подборе сотрудников, рычагах влияниях и первых результатах работы.
– Вы были назначены на должность еще в декабре прошлого года, но начали работу только через полгода. В чем причина задержки – традиционная для Украины бюрократическая волокита?
– Много времени заняло согласование регламента с бизнес-ассоциациями, и этот процесс затянулся. Мы можем работать только по четким и прозрачным правилам, которые долго обсуждались. Тем не менее не думаю, что задержка столь уж долгая.
– Сейчас вся бюрократия уже позади?
– Сейчас мы работаем на основании постановления Кабинета министров. Но уже приступили к разработке законопроекта, чтобы действовать на основании закона. Это даст нам дополнительные возможности, позволит эффективнее защищать интересы бизнеса в стране.
– Какие результаты первой недели работы?
– К нам поступило 50 жалоб, сайт посетило 2100 уникальных посетителей. То есть можно сказать, что украинские предприниматели начинают знакомиться с нами, узнавать о существовании еще одного механизма защиты своих интересов.
– И на кого больше всего жалуются?
– Я вас не удивлю, если отвечу “налоговая”. Кроме того, очень много обращений относительно подачи формы 4 – о раскрытии конечных бенефициаров компаний. Бизнесмены жалуются, что очень сложно подать этот документ. Но, насколько я знаю, вопрос уже решен – закон изменили и срок подачи продлили.
За первую неделю поступило 50 жалоб – в основном на налоговую, Госкомзем и Минэкономики
– Кто еще в “списке лидеров” и на что конкретно жалуются?
– Часто поступают жалобы на Госкомзем: по вопросам аренды земли, оформления разрешений. Также обращаются с заявлениями на Минэкономики – с жалобами на задержку с выдачей лицензий на экспорт, установку квот и другое.
– Есть уже какие-то результаты?
– По регламенту после поступления заявки у нас есть десять рабочих дней на предварительную оценку жалобы. В это время решается, относится ли она к нашей компетенции, предоставлена ли полная информация или требуется дополнительная. После чего мы или принимаем ее в работу, или оставляем без движения. Разумеется, мы будем стараться максимально быстро принимать такие решения: к примеру, две жалобы уже отклонены, десять приняты в работу.
– А когда по ним будет вынесено решение?
– В течение трех месяцев – согласно регламенту у нас есть столько времени на рассмотрение жалобы. Это предельный срок, будем стараться работать быстрее, но в отдельных случаях может потребоваться и больше времени.
Мягкая сила
– Если будет установлено нарушение со стороны чиновника или госоргана, как сможете повлиять на них?
– Бизнес-омбудсмен разрабатывает и подает рекомендации по результатам рассмотрения жалоб предпринимателей. Эти рекомендации госорганом или чиновником должны быть выполнены в разумные сроки, также устанавливаемые омбудсменом. Если их игнорируют – будем обращаться в вышестоящие инстанции, а в крайнем случае – привлекать премьер-министра и президента. Мы будем тщательно отслеживать выполнение своих рекомендаций.
– Но рекомендации – не указание, обязательное к выполнению. Хватит ли рычагов влияния на украинских бюрократов?
– Во всем мире институт бизнес-омбудсмена имеет только такие рычаги влияния, плюс возможность привлечь к недобросовестным чиновникам внимание общественности через СМИ. Практика показывает, что даже такие мягкие инструменты позволяют добиться успеха. Наш совет – не орган исполнительной власти, он не может указывать, а может только давать рекомендации.
Наш совет – не орган исполнительной власти, он не может указывать, а может только давать рекомендации
– Для расследования многих жалоб нужна информация от госорганов, например, той же ГФС. Как планируете наладить сотрудничество и обмен информацией?
– Мы долго обсуждали этот вопрос и с правительством, и с главами отдельных ведомств. Совет имеет право обращаться в любые госорганы с запросами о предоставлении информации. В разрабатываемом законопроекте, о котором я упоминал, госорганы обяжут предоставлять информацию (сейчас это невозможно по причине отсутствия закона) и предусмотрят санкции за игнорирование запросов и рекомендаций бизнес-омбудсмена. Также наш совет получит возможность обращаться к президенту и Верховной Раде и требовать помощи во внедрении рекомендаций.
– Какого вида будут эти рекомендации – конкретные по каждой жалобе или в целом по какому-то недочету законодательства, системным проблемам в работе госоргана?
– И те, и другие. В Украине не прецедентное право, поэтому рекомендации по каждому конкретному случаю не могут считаться руководством к действию по аналогичному случаю. Если вскрывается какая-то системная проблема, мы будем рекомендовать внести изменения в регламентирующие документы или законодательство. Права законодательной инициативы у нас нет.
Жалуйтесь на здоровье
– Кто может обращаться в совет бизнес-омбудсмена и по каким вопросам?
– Любой предприниматель, юридическое лицо, объединение или ассоциация, общественная организация. К нашей компетенции относятся жалобы на действие или бездействие органов государственной власти или местного самоуправления, подчиненных им субъектов и их работников. Совет не занимается хозяйственными спорами, то есть конфликт между двумя негосударственными предприятиями не входит в нашу зону ответственности.
– Какие еще есть ограничения по подаче жалоб?
– Их не так много. Должно пройти не больше года с совершения действия или бездействия, на которое жалуются. Перед обращением к нам бизнесмен должен пройти хотя бы одну стадию административного обжалования – это сделано, чтобы совет бизнес-омбудсмена не подменял собой соответствующие отделы министерств и ведомств. Кроме того, спор не должен рассматриваться в суде, не должно быть судебного решения по данному конфликту.
Мы концентрируемся на органах исполнительной власти, прокуратуре, налоговой
– Жалобы на действие или бездействие судов возможны?
– Нет, это не относится к нашей компетенции. Мы концентрируемся на органах исполнительной власти, прокуратуре, налоговой и так далее.
– Нерезиденты Украины могут обращаться?
– Да. Кстати, среди поданных нам жалоб одна – от компании с иностранным капиталом, работающей в Украине.
– Как именно подавать жалобу?
– Есть несколько возможностей. Первая – через сайт совета бизнес-омбудсмена (boi.org.ua). Вторая – письмом на нашу электронную почту. Третья – обычным письмом. И наконец, четвертая, – лично придя в наш офис. Получив заявку, мы проведем ее предварительную оценку, и если жалоба относится к нашей компетенции, возьмем в работу, о чем и сообщим заявителю. О результатах рассмотрения и подготовке рекомендаций также сообщим. Важно, что все обращения будут конфиденциальными – то есть чиновники не будут знать, кто именно жаловался на их недобросовестное поведение.
Кадровый вопрос
– Сколько всего сотрудников будет в вашем совете?
– Бюджетом предусмотрено 15 сотрудников, в том числе шесть расследователей.
– Уже набрали персонал? Как проходил отбор?
– Приняты на работу два моих заместителя и четыре расследователя, рассматриваем кандидатуру пятого. Заместителей отбирали в несколько этапов. Поступило 218 заявок, после изучения документов был составлен список из 12 соискателей. С ними провели собеседования и выбрали пять для обсуждения на наблюдательном совете. После заседания совета выбрали двух самых подходящих кандидатов.
Расследователей подбирали рекрутинговые компании. С предложенными соискателями проводили собеседование и, если они удовлетворяли нашим требованиям, предлагали им работу.
– Кто именно работает в вашем совете расследователями?
– Люди разных специальностей: аудиторы, юристы. Каждый из них профессионал в своем деле. Пока что мы не распределяли их по различным направлениям: сначала установим, на что чаще всего жалуются бизнесмены, и уже потом сможем равномерно распределить нагрузку на каждого.
В Украине колоссальный разрыв между высшей властью – министрами, их замами, руководителями ведомств и служб, профессионалами и управленцами – и средним и низшим звеном чиновников, так и не поменявшихся
– Какой годовой бюджет совета бизнес-омбудсмена и кто финансирует его работу?
– Утвержденный бюджет – 1,5 млн евро. Финансируется совет через Европейский банк реконструкции и развития за счет стран-доноров. Ими выступили Дания, Германия, Япония, Нидерланды, Швеция, Швейцария, Великобритания и США. В наш наблюдательный совет входят Кабмин Украины, международные финансовые институты и бизнес-ассоциации.
– Вы много лет проработали в Европе. С вашей точки зрения, в чем главная проблема Украины, с чего стоит начать?
– Нужно реформировать госслужбу. В Украине колоссальный разрыв между высшей властью – министрами, их замами, руководителями ведомств и служб, профессионалами и управленцами – и средним и низшим звеном чиновников, так и не поменявшихся. Эту ситуацию необходимо исправлять.
Кроме того, нужно реформировать контролирующие органы, которые должны не проводить репрессии против бизнеса, а помогать ему работать. Также очень важно ликвидировать коррупцию при госзакупках и в работе госпредприятий.
http://biz.liga.net/pervye-litsa/all/intervyu/3021023-zashchitnik-predprinimateley-v-ukraine-zarabotal-biznes-ombudsmen-.htm
22.07.2015