9219

27.02.2020

Татьяна Короткая: «Бизнесу нужны прозрачные правила игры»

За последние годы Украина совершила квантовый скачок в построении правил для работы бизнеса. В частности, этому сопутствуют внедрение электронных сервисов со стороны государства, модернизация законодательных процессов как в центре, так и на местах. Но серьезной проблемой остается отток квалифицированных кадров из страны, поскольку бизнес не может найти хороших сотрудников даже на конкурентные вакансии.
О том, как отечественному бизнесу помочь стать действительно стабильным средним классом в Украине, заместитель бизнес-омбудсмена Татьяна Короткая рассказала UA-Times во второй части интервью.
А в первой части нашего разговора под названием «Бизнес жалуется на налоговиков, правоохранителей и местные органы власти» речь шла о видах жалоб предпринимателей, эффективных методах решения проблем, необходимости введения института префектов, механизмах борьбы с коррупцией.
— Татьяна, сколько времени у Совета бизнес-омбудсмена могут занимать рассмотрение заявлений предпринимателей?
— Наши инспекторы могут оценивать жалобу в срок до десяти дней. Иногда заявления можно оценить и за один день. Но, в целом, работы много. Это, в частности, переписка с налоговой и другими контролирующими органами. Нужно немало сил потратить, чтобы решить проблемы бизнеса.
— То есть, инспекторы могут занимаются решением вопросов бизнеса и по три месяца, и по полгода… Есть ли понимание, что этих проблем у предпринимателей в будущем станет меньше или у бизнеса может быть надежда лишь на вашу структуру?
— По моему мнению, с 2015 года ситуация существенно улучшилась. Просто мы с вами находимся в профессиональной среде, где эта турбулентность постоянно присутствует. И если события быстро меняются, может казаться, что ситуация не меняется в лучшую сторону. Но поезд постоянно идет вперед. И качественно ситуация существенно улучшилась.
Во-первых, налоговая инспекция, на которую так нарекают, качественно изменила свою работу. Да, пока у бизнеса есть проблемы, в частности, связанные с недостатками системы регистрации электронных накладных. Но это система просто не до конца отлажена. Тем не менее, это не значит, что ничего не изменилось. Все же большинство компаний уже работают в автоматическим режиме и получают возмещение НДС.
Во-вторых, система работы через электронные услуги также существенно облегчила жизнь всем. А все потому, что в Украине открыты Центры предоставления административных услуг. Они работают по всей стране, хорошо оборудованы, обучены люди. Можно быстро подать документы и комфортно получить необходимую услугу. Система работает прозрачно.

В частности, таким образом работает даже Государственная архитектурно-строительная служба. Эта ведомство в меньшей мере имеет дело с малым и средним бизнесом, о котором сегодня идет речь. Но все равно важно, что часть услуг у ГАСК диджитализировано.
Хотя надо отметить, что просто диджитализировать услуги – этого недостаточно. Если процесс сам по себе плохой, то его оцифровка не даст хорошего результата. Потому что получается просто оцифрованный плохой процесс. Поэтому важно, чтобы государство сначала создавало хороший сервис в оффлайне, а уже потом этот процесс оцифровывало.
— Какие еще инструменты важно внедрить в Украине, чтобы бизнес смог спокойно работать?
— Мне кажется, что правительство сейчас недооценивает инструмент, который ввела в свое время Государственная регуляторная служба. Речь идет об анализе регуляторного влияния. В соответствии с законодательством и регламентом работы правительства, каждый нормативный акт как центрального уровня, так и местного уровня должен пройти так называемый анализ регуляторного влияния на разные группы бизнеса.
Это уже давно практикуется. Центральные органы власти во многом уже научились готовить такой анализ. Это заставляет задуматься над тем, какие новеллы предлагаются. При этом Государственная регуляторная служба проверяет качество. И без ее разрешения ни один документ не может быть выпущен на рассмотрение Кабинетом министров.
Но сейчас в стране наблюдается турборежим, который в определенной степени демонстрирует свою несостоятельность. То есть, надо торопиться, но думать: что делается и зачем? Потому что второпях принятые решения имеют недостатки, которые потом могут вылиться в манипуляции с людьми, недовольство, финансовые потери.
В этой связи несмотря на то, что многие государственные и местные органы власти жалуются на писанину и излишние бумажки, эти процедуры важны. Поскольку эти процессы позволяют принять взвешенные решения, оценить последствия принятия тех или иных документов. Особенно эти инструменты важны для местных органов власти, так как они еще не умеют это делать.
Не менее важна и другая инициатива Государственной регуляторной службы – так называемый М-Тест. Это тест, который помогает бизнесу определить стоимость принятых решений. К примеру, если введут новую форму, будет ли предпринимателям это дорого заполнять.
Но этих инструментов все же недостаточно. В целом, какой бы инструментарий власти ни использовали, любые турбо решения все же требуют взвешенной позиции.
— Что же еще нужно изменить в стране, чтобы бизнес смог получить полностью прозрачные правила игры?
— Когда пять лет назад я пришла на эту работу, был переломный момент в истории Украины. Майдан. Тогда пришло много молодых профессиональных людей, которые плохо понимали, как работает страна. Они считали, что проблемы, о которых шла речь, должны очень быстро решаться. Потому что предшественники ничего особо не делали.
Действительно, к предшественникам имеется очень много вопросов. И многие эксперты рассуждают об этих вопросах лучше, чем я. Но хотела бы напомнить, что многие проблемы, которые сейчас присутствуют в регулировании, надзоре, экономике, — образовались еще в девяностые годы.

Это были законодательные решения, которые закостенели за все это время. Речь идет о рынке земли, проблемах валютного регулирования, регулирования малого и среднего бизнеса. К примеру, упрощенная система налогообложения была очень прогрессивной нормой. Но бизнес научился злоупотреблять этими механизмами, а государство вовремя не ликвидировало появившиеся лазейки для манипуляций. В итоге сейчас весь бизнес пытаются подвести под одну гребенку.
Такие застаревшие проблемы давно пора решать. Это поможет государству идти в правильном векторе реализации реформ. Однако нельзя при этом принимать решения в турборежиме. Лучше спокойно и последовательно разрешать проблемы. Тогда какие-бы процессы ни шли в стране, риски совершить ошибки будут минимальны.
— По вашему мнению, как за эти пять лет в итоге изменилась жизнь бизнеса?
— В целом, ситуация в Украине существенно изменилась и продолжает меняться в лучшую сторону. Конечно, не все идет ровно. Даже могу сказать следующее. Украинцы привыкли ездить в отпуск или командировку за границу. Смотрим, как живут люди в США и Европейском Союзе. Хочется равняться на эти страны. Но если украинцы хотят, чтобы в нашей стране работали правила как в Германии, тогда сами должны вести себя как немцы.
Стоит отметить, что в последние годы, будучи в структуре Совета бизнес-омбудсмена, я смогла поработать со странами Средней Азии. Могу сказать, что за это время Украина сделала просто квантовый скачок в организации бизнеса. Конечно, это не предел, но ситуация в разы лучше, нежели была несколько лет назад.
Также важно думать об улучшении культуры ведения бизнеса. Невозможно ожидать от государственных органов высоких стандартов работы, не предъявляя такие же высокие стандарты к самим себе. Это одна из основных задач, над которой Совет бизнес-омбудсмена сейчас работает в контексте малого и среднего бизнеса.
— Нельзя не остановиться на проблеме миграции квалифицированных кадров за границу. Эта тема очень беспокоит предпринимателей даже в разговорах с представителями Совета бизнес-омбудсмена. На ваш взгляд, как можно решить эту проблему?
— Могу эту проблему оценивать скорее не как заместитель бизнес-омбудсмена, а как эксперт. В этом вопросе есть несколько составляющих, своего рода триада.
Первый пункт – это заработные платы. Нельзя жалеть деньги на своих сотрудников. Тогда они будут более лояльно относиться к руководству и более качественно работать. Безусловно, у работодателей могу быть вопросы, мол, предприятие может не получать столько дохода, чтобы платить высокие зарплаты. Это понятно. Но если говорить об интересах сотрудников, то людям нужны хорошие зарплаты.
Второй пункт – это государственная политика. Задача государства заключается в том, чтобы регулировать образовательные заведения, но не заниматься исключительно госзаказом. Идея заключается в том, что частный бизнес должен подхватить инициативу по учебным заведениям. Особенно это касается подготовки рабочих специальностей, которых так не хватает. Бизнес должен самостоятельно взращивать специалистов для своих задач. Таким сотрудникам нужно предлагать хорошую зарплату. И у нас есть такие примеры.
Известно, что крупные компании так и делают. У них есть внутренние университеты. Работодатели выбирают учеников профтехучилищ или техникумов и потом проводят дополнительную подготовку в рамках специфики своего бизнеса.
Поэтому чтобы система профессионального технического образования работала эффективно по всем направлениям, нужно что-то кардинально менять. И здесь партнерство бизнеса с государством может быть крайне полезным.

И третье – это отсутствие уверенности в будущем. Проблема заключается в том, что многие украинцы уезжают не из-за низких зарплат, а из-за отсутствия будущего для своих детей. Поэтому власти должны вернуть украинцам веру в то, что в нашей стране есть стабильное будущее для всех граждан. Это общее впечатление о стране нужно формировать в позитиве.
Как это сделать? Нужна стратегия, которая будет включать в себя и экономические показатели, и план по модернизации системы образования.
— По вашему мнению, как можно вернуть людям позитивный настрой в отношении будущего Украины?
— Думаю, у нас действительно есть хорошие шансы. К слову, хочу рассказать одну историю. Недавно читала интересный пост, где один журналист рассказывал о том, как делал домашнее задание со своим сыном-шестиклассником. И там пошло тоскливое уныние об истории Украины. Мол, все мы плачем и все мы страдаем: «Но сколько можно вводить эту страдальческую философию?». Я согласна с автором поста.
Понимаю, что история действительно сложная и драматичная. И все мы понимаем, какой ценой независимость Украины была завоевана. И до сих пор независимость приходится отстаивать.
Однако в нашей истории есть и светлые, позитивные страницы. И, возможно, стоит на таких примерах лучше организовывать образование наших детей. Это может дать патриотическое воспитание через призму не только героических поступков наших предков, но и через научные открытия, спортивные достижения и т.д. Такой позитивный заряд важен Украине. И тогда все украинцы будут верить в позитивное будущее страны.
Беседовала Христина Коновалова
Оригинал публикации доступен по ссылке.

Наступний кейс: Знайшли крайнього, або Кейс із податками для ФОП (The Page)