9161

12.11.2018

На что жалуется бизнес (Новое Время Бизнес)

Согласно рейтингу Doing Business 2019, за последний год Украина улучшила позиции по показателю легкости ведения бизнеса на 5 пунктов.
Статистика Совета бизнес-омбудсмена подтверждает положительные тенденции в Украине – в 2018 году количество жалоб предпринимателей на неправомерные действия госорганов продолжает сокращаться. В третьем квартале 2018 года Совет получил 308 жалоб, что на 25% меньше, чем во втором квартале и на 52% меньше, чем в первом.
Динамика обращений бизнеса
Отрадно, что и по другим основным предметам обращений мы видели сокращение. В первую очередь, это налоговые проверки – количество обращений по ним сократилось на 27% по сравнению со вторым кварталом.
Также увеличилось количество жалоб по остальным тематикам из ТОП-10. Например, на таможенные вопросы – количество обращений выросло на четверть. На действия исполнительной службы Минюста, т.е. по исполнению решений судов, тоже на 25%. И самый большой рост жалоб отмечаем на действия государственных предприятий – на 75% больше по сравнению со вторым кварталом этого года.
Также следует отметить сократившееся количество обращений от иностранных инвесторов – за третий квартал мы получили только 50 жалоб, что является наименьшей цифрой за 2 последних года.
Результаты работы офиса
Совет удерживает высокие показатели по выполнению рекомендаций госорганами. На конец квартала государственные органы выполнили 93% рекомендаций из 2040 выданных нами за три с половиной года работы. Лучшие показатели у Министерства юстиции и Государственной фискальной службы – 97% и 96% выполненных рекомендаций соответственно. В то же время, из первой десятки органов, которым мы выдаём больше всего рекомендаций, худшие результаты у Прокуратуры – 81% выполненных рекомендаций, а также высших органов власти – Кабмин, Верховная Рада, Президент – 83% выполненных рекомендаций. Хотя следует отметить, что высшие органы власти значительно улучшили показатели по сравнению с прошлым годом – на 19 п.п. Надеемся, что эта тенденция продолжиться и в будущем.
СБО также удержал высокие показатели доверия предпринимателей – 95% жалобщиков были довольны нашей работой в третьем квартале.
Что касается закрытых расследований в третьем квартале, 57% из всех завершённых дел были закрыты либо с немедленным позитивным результатом для заявителей, либо с рекомендацией госоргану. Такие рекомендации мы продолжаем мониторить, пока они не будут выполнены.
Жалобы от малого/среднего vs. крупного бизнеса
В третьем квартале мы посвятили специальный раздел отчёта анализу особенностей жалоб малого/ среднего бизнеса по сравнению с крупным. Следует отметить, что основные темы обращений совпадают: 8 из 10 первых позиций одинаковы, как у малого бизнеса, так и у крупного бизнеса. Однако, есть различия в важности этих вопросов в рейтинге. Малый бизнес больше всего обращался по блокировке налоговых накладных, в то время как у крупного бизнеса на первом месте – обращения по налоговым проверкам. Также мы видим различия с точки зрения возмещения НДС – для крупного бизнеса это четвёртая по важности проблема, для малого/ среднего бизнеса – девятая. Касательно позиций, по которым темы не совпадают: малый бизнес довольно часто жалуется на разрыв договоров об электронной отчётности НДС, а от крупного бизнеса мы таких жалоб практически не получаем, т.е они не входят в первую десятку обращений. В то же время крупный бизнес довольно часто жалуется на невыполнение судебных решений, а у МСБ эта тема не входит в первую десятку. Мы также отметили интересную статистику с правоохранителями. Полиция больше “любит” малый и средний бизнес, тогда как крупным бизнесом больше занимается Прокуратура. И по крупному бизнесу больше обращений мы получаем как раз на действия или бездействие Прокуратуры.
Решение системных проблем
#МаскиШоуСтоп-2. Следует отметить несколько системных вопросов, решенных в отчетном квартале. Закон с кодовым названием #МаскиШоуСтоп-2 был торжественно подписан президентом на недавней встрече с бизнесом и утверждён парламентом. Мы поддерживаем этот закон, поскольку он даст возможность участникам так называемых уголовных дел “по факту”, ходатайствовать о закрытии уголовных производств, если сроки их проведения затягиваются. Также закон увеличивает ответственность правоохранителей за неправомерные действия. Конечно же, очень важно, чтобы этот закон был не только принят, но и правильно выполнялся, поэтому будем мониторить его выполнение на практике.
“Единое окно” на таможне. В третьем квартале был принят закон по изменениям в законодательстве о таможне, по принципу “единого окна” – что тоже выполняет наши рекомендации из системных отчётов по таможне и по вопросам международной торговли.
Планирование территорий. В отчёте о проблемах в строительстве мы рекомендовали, чтобы документация о планировании территорий была доступно бизнесу, чтобы они могли использовать её в разработке соответствующих строительных проектов. В результате, Министерство регионального развития приняло это решение. Сейчас постепенно территориальные планы переносятся в открытый доступ, что поможет значительно упростить условия ведения бизнеса в строительстве.
Борьба с рейдерством. В третьем квартале были приняты изменения в технический порядок регистрации имущественных прав. Теперь регистраторы смогут регистрировать имущество только на своей территории. Таким образом, был упразднён принцип экстерриториальности, один из основных инструментов рейдерства. Мы надеемся, что это изменение сократит количество рейдерских атак на бизнес.
Оригинал статьи доступен по ссылке: http://bit.ly/2FryxFE 

Наступний кейс: «Какую защиту бизнесу дает «Маски-шоу cтоп-2» (Новое Время Бизнес)