28 ноября в пресс-центре Торгово-промышленной палаты Украины состоялась пресс-конференция с бизнес-омбудсменом Украины Марчином Свенчицким, который рассказал о том, как функционирует Совет бизнес-омбудсмена и какие тенденции развития этого института.
Торгово-промышленная палата является членом Наблюдательного совета бизнес-омбудсмена, а также партнером Всеукраинской сети добропорядочности и комплаенса (UNIC). Палата принимает активное участие в подготовке системных отчетов Совета, разработке законопроектов относительно вопросов развития бизнеса.
Сейчас институт функционирует на основании распоряжения Кабинета Министров. Закона, который регулировал бы деятельность института, пока еще нет, но Марчин отметил, что в Офисе Президента работают над этим – совместно с Советом.
С осени этого года должность бизнес-омбудсмена занял Марчин Свенчицкий – экс-мэр Варшавы, польский политик и преемник Альгирдаса Шеметы.
В эксклюзивном интервью для ЛІГА:ЗАКОН Бизнес господин Свенчицкий рассказал, как подать жалобу бизнес-омбудсмену, как защитить свой бизнес от незаконных действий Налоговой службы, правоохранительных органов и других органов власти.
Какие функции выполняет непосредственно бизнес-омбудсмен?
Сам бизнес-омбудсмен координирует деятельность совета и представляет его. Марчин рассказал, что многие предприниматели просят о личной аудиенции, однако наиболее эффективный способ решить ту или иную проблему, которая, конечно, находится в компетенции Совета, – подать жалобу в письменном виде.
Как функционирует Совет бизнес-омбудсмена?
Ключевое задание Совета – обеспечить эффективный диалог бизнеса с Правительством, госорганами и госпредприятиями. Совет выполняет две основные функции: рассматривает жалобы бизнеса на нарушения со стороны госорганов и готовит системные рекомендации для органов власти. Чтобы эти рекомендации выполнялись, Совет подписал меморандумы о сотрудничестве с такими органами, как, в частности, ГНС и ГТС, ГПУ, СБУ, Регуляторная служба, Минюст, Киевская горадминистрация.
Каким образом бизнес может обратиться в Совет?
Бизнес может направить жалобу в Совет несколькими способами: по почте или через интернет. При этом процесс подачи жалобы онлайн очень простой: предпринимателю достаточно только заполнить онлайн-форму на сайте Совета. Подать заявку может кто угодно и абсолютно бесплатно.
Поданная жалоба должна отвечать всем формальным условиям. В случае соответствия жалобы требованиям, Совет в течение 3 месяцев проведет расследование. Если нарушения со стороны госорганов действительно есть – Совет направит рекомендации, которые в органах, согласно меморандумам, должны учесть.
Какие требования установлены к жалобам?
Совет берет в работу около 70% поступающих жалоб. Остальные 30% – это те, которые не отвечают формальным требованиям, например, когда бизнес жалуется на бизнес или жалобы приходят на решение судов.
«Мы не вмешиваемся в работу судов. Но мы можем поспособствовать исполнению решений судов госорганами, если этот процесс затягивается», – разъяснил Свенчицкий.
Есть и другие нюансы: кейс должен быть не старше года, а перед обращением к бизнес-омбудсмену стоит попытаться решить проблему самостоятельно через процедуру админобжалования, если такая опция предусмотрена.
Регламентированный срок рассмотрения жалоб – 90 дней. Сколько реально времени уходит на решение того или иного вопроса? Много ли успешных кейсов существует уже сейчас?
После получения жалобы есть 10 дней на рассмотрение формальных критериев. Если жалоба им соответствует, начинается расследование, по регламенту оно должно длиться 3 месяца, но согласно отчету, Совет справляется быстрее: средний срок таких расследований – 67 дней.
«Из 428 жалоб, которые пришли к нам в ІІІ квартале, закрыто уже 287. Почти половина из них – с немедленным желаемым результатом для жалобщиков», – сообщает бизнес-омбудсмен.
Кто в основном пользуется услугами Совета бизнес-омбудсмена?
По словам Марчина, 70% жалоб приходят от малого и среднего бизнеса, 30% – от крупного. Большинство заявителей – украинские предприятия.
«Доля иностранных компаний, которые нам жалуются значительно меньше – их всего 13% против 87% украинских», – приводит в пример статистику из отчета Свенчицкий.
Согласно данным из того же отчета Совета, 62% от всех жалоб – это жалобы на Налоговую службу, еще 10% поступают на правоохранительные органы, 7% – на действия государственных регуляторов, 6% – по вопросам таможни и 3% – на действия органов местного самоуправления.
Если говорить о сферах деятельности – ТОП-3 по количеству направляемых жалоб – оптовая торговля, промышленное производство и агросектор. Также много жалоб (9% от общего количества обращений) поступает от физических лиц-предпринимателей.
Часто ли обращаются из-за рейдерства и коррупции? Что может сделать бизнес-омбудсмен, если предприниматель, который к Вам обратился, стал жертвой рейдерского захвата?
«С одной стороны, жалоб на рейдерство не так много – за все время нашей работы их было 108. С другой стороны – в группе риска рейдерской атаки находятся все. Но я могу сказать, что есть положительная тенденция – за последние 2 квартала жалоб на рейдерство стало меньше. Другая серьезная проблема – безнаказанность рейдеров», – отмечает омбудсмен.
Одними из таких сервисов являются SMS-маяк и SMS-маяк Земля от ЛІГА:ЗАКОН, с помощью которых можно оперативно узнать об изменениях в реестре недвижимости (через SMS- сообщение, электронным письмом, или же через уведомление в кабинете пользователя).
Чтобы защитить свой бизнес от незаконного захвата, лучше подготовиться заранее. Марчин заострил внимание на том, что на рейдерские захваты реагировать нужно немедленно, и лучший способ это сделать – регулярно отслеживать объект в реестрах.
Были ли случаи, когда вам не удалось справиться с незаконными действиями украинских госорганов?
«Мы не можем давать 100%-ю гарантию того, что наша рекомендация будет рассмотрена и принята к сведению. Также иногда бывают случаи, что после изучения проблемы выясняется, что бизнес действительно не прав, и незаконных действий со стороны госорганов не было» – рассказал Свенчицкий.
Тем не менее, согласно последнему отчету Совета бизнес-омбудсмена, из 2797 рекомендаций, которые Совет дал, начиная с 2015 года, 2535 было выполнено, еще 117 подлежат дальнейшему мониторингу, а 145 было проигнорировано госорганами.
Какие действия вы можете предпринять, чтобы помочь предпринимателям, которые к вам обращаются? Какое непосредственное влияние можете оказывать на государственные органы?
«Мы мягкая сила и не можем оказывать жесткое влияние на органы власти. Наша помощь заключается в написании аргументированных разъяснений и рекомендаций нашими юристами. У нас есть разные формы взаимодействия с органами власти: мы или пишем письмо, или требуем встречи для обсуждения кейса, предоставляем уже подготовленную аргументацию и экспертизы. Мы также подписали Меморандумы о сотрудничестве с одиннадцатью госорганами. Поэтому если говорить о возможностях – у нас их гораздо больше, чем имеют сами представители мелкого и среднего бизнеса».
Не пугает ли вас уровень коррупции в Украине? Как вы хотите с этим бороться?
«Эти проблемы нужно решать, а не бояться их. Я надеюсь победить коррупцию», – поделился Марчин. В конце он добавил, что его главный совет для бизнеса – не сдаваться:
«Мой совет – чтобы бизнес не сдавался. Отказывался платить взятки и сразу публично говорить об этом. Здесь должна быть полная солидарность всех предпринимателей – не платить взятки. Только в таком случае можно будет побороть коррупцию», – завершил бизнес-омбудсмен.
Какова роль Торгово-промышленной палаты в диалоге между госорганами и бизнесом?
«Торгово-промышленная палата транслирует настроение бизнеса, озвучивает проблемные вопросы, с которыми они сталкиваются, и предлагает пути их решения. Отраслевые комитеты ТПП уникальны тем, что они объединяют узкопрофильных специалистов в разных регионах Украины, синергия опыта которых способствует усовершенствованию законодательных правил работы предпринимателей. Государственные органы должны консультироваться с бизнесом, который лучше знает практическую сторону работы процессов, чтобы избежать ошибок в законодательстве. Такой диалог способствует не только развитию национальной экономики, но и повышению конкурентоспособности украинских компаний на международных рынках»
Автор: Виктория Губарева
Оригинал статьи доступен по ссылке.