В 2019-м году угрозы для бизнеса будут те же, что и в минувшем 2018-м. Среди самых больших страхов предпринимателей — проверки госорганов, нехватка рабочей силы и рейдерство.
2018 год эксперты назвали годом умеренного роста в экономике. Относительная стабильность курса доллара и прогнозируемый рост ВВП на 3% позволил и украинскому бизнесу сохранить определенный баланс и развиваться. Однако проблемы, которые беспокоили предпринимателей в предыдущие годы, все еще актуальны. Громадское выяснило, о чем стоит волноваться украинскому бизнесу в 2019 году.
Зарегулированность законодательства и нехватка рабочей силы
В рейтинге журнала Forbes «лучших стран для бизнеса в мире» Украина находится где-то в середине списка рядом со Шри-Ланкой и Аргентиной. По сравнению с предыдущим годом она поднялась на три позиции и теперь занимает 77-е место.
Издание оценивает условия для бизнеса по 15 критериям, среди них — налоговый климат, уровень коррупции, защищенность прав собственности и инвестиций, развитие технологий, свобода торговли, монетарная политика, бюрократические преграды для бизнеса и тому подобное.
Еще в одном рейтинге — Doing Business от Всемирного банка — Украина улучшила свои результаты на пять позиций и сейчас находится на 71-м месте. Аналитики оценивали, насколько быстро можно открыть собственное дело: время, стоимость, количество документов, возможность получать электричество и строить инфраструктуру.
Руководитель секретариата Совета предпринимателей при Кабинете Министров Украины Андрей Забловский говорит, что правительство постепенно отменяет советское законодательство, облегчая жизнь предпринимателям.
«Мы поднялись в рейтинге по легкости ведения бизнеса за счет масштабной дерегуляции и отмены разрешений, лицензий. Можно было подсчитать, сколько денег бизнес тратит на то, чтобы выполнить эти регуляции. Это миллиарды гривен. Ресурс уже начал лучше работать для бизнеса в сферах строительства, телекоммуникаций, сельского хозяйства», — говорит Забловский.
Изменения в законодательстве, по мнению эксперта, все же слишком медленные. Обещанный рост ВВП страны на 2-3% в новом году недостаточен для того, чтобы вернуть экономику на уровень докризисного периода. Для этого, по его словам, Украине нужен рост ВВП ежегодно на 5-6% в течение не менее пяти лет.
Когда экономика страны меняется, лучше себя чувствует именно малый и средний бизнес — он более гибкий и легче адаптируется. А вот большой бизнес более уязвимый для политических вызовов, изменений в собственности, доступа к ресурсам в экономике. В то же время у малых предприятий меньше финансовых ресурсов, чтобы выдержать изменения на внешних рынках.
Андрей Забловский уверен, что украинские малые предприниматели уже научились работать в кризисных условиях и ориентируются только на себя. Следовательно, они могут выбирать рынок, на котором хотят работать: если условия в Украине их не устраивают — свободно воплощают идеи за рубежом.
«Есть конкуренция соседей — Эстония, Грузия, где просто открыть или закрыть бизнес. Например, в Эстонии ввели систему e-residency, которая позволяет легко вести свое дело и платить налоги. Такую же хотят ввести в Грузии. Это дает результаты, потому что они в рейтингах Doing Business вверху списка. Зарегулированность украинского законодательства скорее приводит к тому, что украинцы тоже едут в Эстонию и Грузию открывать бизнес. По статистике, наши предприниматели там одни из лидеров», — рассказывает Забловский.
Кроме зарегулированности, существует также проблема нехватки квалифицированных работников. Особенно остро это ощущается в последние два года — после введения безвиза. Именно поэтому многие предприятия, как в IT-сфере, так и в крупной промышленности, агросекторе, вводят обучение для студентов и других работников.
Актуальной для бизнеса в Украине остается и проблема рейдерства. По данным Генпрокуратуры, за последние три года в Украине произошло более 1700 рейдерских захватов частных предприятий. Из них — более 500 только в первую половину 2018-го года. Рейдерство обычно связано с действиями регистраторов или с судебными решениями насчет изменения имущественных прав, состава учредителей или руководителей предприятия. Например, в апреле 2018-го в Черкасской области правоохранители задержали 50 злоумышленников, которые пытались незаконно захватить одно из сельскохозяйственных предприятий области.
Проверки и штрафы от госорганов
В государственных контролирующих органах уже определили, что в 2019 году проведут более 30 тыс. проверок. В течение последних двух лет их было только от фискальной службы примерно 15 тыс.. По расчетам Совета бизнес-омбудсмена, средний размер дополнительных начислений, которые назначали в ГФС (Государственная фискальная служба, на укр. Державна фіскальна служба — ред.) после проверок, достигал почти 800 тыс. гривен. Подобные походы дали свой результат: по данным ГФС, в 2018 году объем доплат после проверок составил 11,7 млрд гривен. А это на 2 млрд больше, чем в предыдущий год.
Об усилении фискального давления на бизнес говорит и управляющий партнер юридической компании Juscutum Артем Афян. В 2019 году он прогнозирует больше внимания к предпринимателям со стороны государственных органов.
«Мы видим, что правительство уже ставит вопрос зарплат, скрытых трудовых отношений. Также у нас будет новая волна давления на бизнес из-за связей с Россией, с Донецком и Луганском. С одной стороны, патриотизм требует полного прекращения любых отношений с этими территориями. А с другой, проблема еще и в том, что бизнесу придется отвечать за эти связи, даже если они были в прошлом», — отмечает Афян.
В 2018-м предприниматели стали чаще оспаривать решения проверок. Так, в течение года они более 1700 раз обращались в Совет бизнес-омбудсмена, который представляет и защищает интересы бизнеса в государственных органах. Учреждение выступает независимым консультантом и помогает бизнесу и органам государственной власти, местного самоуправления коммуницировать и решать конфликты.
За помощью обращались преимущественно малый и средний бизнес. Проблемы возникали в сферах оптовой торговли, производства, сельского хозяйства и металлургии. Меньше — в секторах недвижимости, строительства и частных предприятий.
«Налоговые органы больше всего проверяют отрасли со сложными внутренними операциями или операциями, которые могут быть потенциально сомнительными. Так, чаще всего к нам обращаются из сферы оптовой торговли. Речь не о киосках на оптовых рынках, а о больших торговых операциях по покупке/продаже товаров любой отрасли. Также есть много обращений от металлургии, потому что это самая большая валютообразующая для страны сфера. Обращаются в основном те, у кого уже был опыт работы с нами», — говорит заместитель бизнес-омбудсмена Татьяна Короткая.
В Совете бизнес-омбудсмена говорят, что в целом налоговая и другие государственные органы начали работать более дисциплинированно, а жалобы от бизнеса специфичные. Тенденция 2018 года — обжалование действий правоохранителей. Так, по данным юридической компании Juscutum, в Украине в среднем проходят 360 обысков в месяц, то есть более 4 тыс. в год.
«Национальная полиция, Генпрокуратура и другие правоохранительные органы за прошлый год более грубо нарушали права предпринимателей. Это обычно уголовные дела, и их сложно решать из-за особенностей Уголовного кодекса. В прошлом году было много сделано, чтобы улучшить ситуацию. Например, реформа «Маски шоу стоп», которая уменьшила пространство для незаконного влияния на бизнес», — отмечает заместитель бизнес-омбудсмена Татьяна Короткая.
Закон под условным названием «Маски шоу стоп» помогает привлекать к ответственности следователей за незаконные решения во время расследований дела. Его первая часть запрещала правоохранителям проводить обыски без присутствия адвокатов, заводить разные уголовные дела с одним составом и изымать технику. Также силовиков обязали снимать свои действия на видео, а каждое судебное заседание записывать на аудио.
В Совете бизнес-омбудсмена большие надежды возлагали на специальную Межведомственную комиссию, которая должна была контролировать, выполняют ли силовики новые положения. Однако, отмечают в Совете, комиссия собралась пока только один раз, а потом и вовсе приостановила свою работу из-за начала военного положения.
В 2018 году Верховная Рада проголосовала также за следующие законы, которые частично облегчают работу бизнеса:
1. Закон «Единое окно» на таможне, который упрощает бюрократические процедуры и минимизирует бумажный документооборот.
2. Закон «О валюте и валютных операциях», который позволяет украинцам открывать счета в иностранных финансовых учреждениях и проводить через такие счета валютные операции, в частности инвестировать за границу без каких-либо индивидуальных валютных лицензий.
3. Закон «О банкротстве», который устанавливает порядок, согласно которому предприниматель может стать банкротом. Это помогает должнику выйти из затруднительного положения через суд, который должен защитить его от давления кредиторов и создать условия для погашения задолженности.
В Совете бизнес-омбудсмена также отмечают, что в 2019 году можно надеяться на лучший сервис от налоговой. В 2018-м эта структура упростила для бизнеса регистрацию накладных и администрирование налогов. Поэтому в целом количество жалоб из-за этого в течение предыдущего года уменьшилось. Также в 2019 году ожидаются реформы налоговой полиции, ответственности госслужащих и введение кассовых аппаратов.
«По новому законодательству государственные органы контроля должны все планировать, вносить в соответствующую систему инспекций, не выходить на проверки без определенных методик. Все эти структуры сейчас готовят соответствующие документы, которые будут лучше регулировать их внутреннюю работу, и отдают на рассмотрение и утверждение в правительство. Как мы видим, там, где есть изменения, есть и положительный эффект», — добавляет заместитель бизнес-омбудсмена.
Государственная фискальная служба и другие регуляторы приходят с проверками к компаниям, которые официально зарегистрировали свою деятельность. В то же время, по данным МВФ, теневой рынок в Украине — это около 45% от общего ВВП страны.
Совет бизнес-омбудсмена говорит, что бизнес часто видит большие преимущества в том, чтобы работать в тени, и даже сниженный в 2016 году ЕСВ до 22% ничего кардинально не изменил.
«Гоструд (Государственная служба Украины по вопросам труда — ред.) вместе с Нацполицией работают над тем, чтобы выявить неоформленных или неправильно оформленных работников в компаниях. Да, есть много подпольных производств, где лепят пельмени, шьют или что-то продают. Тогда задача проверок — заставить предпринимателей работать по правилам. К нам с подобными проблемами обращаются не часто, потому что теневой бизнес уклоняется от закона», — объясняет Татьяна Короткая.
Эксперт также добавляет: самый лучший эффект для экономики будет в том случае, если бизнес станет сотрудничать с государственными органами и все будут придерживаться законодательства. Если органы государственного контроля оптимизируют свою работу, можно будет строить здоровый бизнес-климат в стране.
Задержка инвестиций
В 2019 году для потенциальных инвесторов помимо слабой экономики, зависимости от кредитов МВФ и войны на востоке добавляется еще и другой фактор — президентские и парламентские выборы.
Руководитель отдела исследований инвесткомпании Concorde Capital Александр Паращий считает, что придирчивый инвестор не будет смотреть в сторону Украины в следующем году: политические риски и неопределенность общего курса — серьезное предостережение для иностранцев.
«Если смотреть на глобальную карту инвестиций, то иностранцы не очень любят вкладывать деньги в страны, где существует политический риск, а это то, что будет сопровождать Украину весь 2019 год. У нас весной одни выборы (президентские — ред.), осенью другие (парламентские — ред.). И это не просто выборы, как в Германии или Великобритании. Это изменения, которые могут перевернуть все с ног на голову, и очевидно, что инвесторы этого боятся. Страны Латинской Америки, Африки, Азии, в которых приближаются выборы, точно не будут популярными в следующем году», — сказал Александр Паращий.
По словам аналитика, в Украину и в дальнейшем будут инвестировать те, у кого уже есть опыт ведения бизнеса в Украине, или же инвесторы, имеющие в команде людей с украинскими корнями. Также можно ожидать приток капиталов в украинский бизнес от иностранцев, для которых Украина — стратегический партнер. К примеру, арабские фонды, которые инвестируют в сельское хозяйство в пределах собственной стратегии продовольственной безопасности. Именно поэтому, уверен Паращий, иностранцы из арабских стран все еще готовы платить хорошие цены за украинские объекты.
Среди секторов, которые привлекают больше всего инвестиций, — сельское хозяйство и возобновляемая энергетика. Последняя привлекает иностранцев тем, что на протяжении многих лет в Украине установлены очень высокие тарифы в евро на электричество из солнечных и воздушных электростанций. Предприниматели, которые больше не могут инвестировать с хорошей прибылью в Европе, спешат вложить деньги в эту сферу на украинском рынке. Александр Паращий отмечает, что такие тарифы будут действовать не всегда, а потому это стимулирует инвестиции в эту сферу и быстрый прирост мощностей.
Инвестиций в Украину станет гораздо больше, когда правительство выполнит программу МВФ, уверен аналитик банковского сектора в инвесткомпании Dragon Capital Сергей Фурса. Например, отменит мораторий на продажу земли.
«По подсчетам Всемирного банка, мы ежегодно теряем несколько миллиардов долларов из-за того, что у нас нет рынка земли. Также инвесторы, работающие в Украине, называют свои три основные проблемы: верховенство права, украинские силовики и суды, а также — нехватка рабочей силы», — рассказывает Сергей Фурса.
По словам эксперта, ситуация в экономике в следующем году зависит от того, какую политику будет внедрять следующий президент Украины. Вариантов для победителя выборов, говорит Сергей Фурса, будет немного. У Украины жесткие обязательства перед МВФ, а потому у власти будет два пути: продолжить сотрудничество с Международным валютным фондом и выполнять его программу, или — объявлять дефолт. Из-за подобных политических рисков эксперты ожидают замедления экономического роста на 2-2,5%.
Дарья Проказа
Оригинал статьи доступен по ссылке: http://bit.ly/2smOinO