В интервью UA-Times бизнес-омбудсмен Марчин Свенчицкий рассказал о результатах работы структуры в 2019 году, особенностях взаимодействия с предпринимателями и государственными органами, планах команды на 2020-й год.
Также читайте первую часть интервью под названием «Бизнес-омбудсмен Марчин Свенчицкий: «Власти должны поддерживать тех украинцев, кто потерял все возможности для получения дохода».
— Давайте поговорим о результатах 2019 года. Какие достижения в работе Совета бизнес-омбудсмена можно отметить за предыдущий год?
— Можно отметить работу по исполнению судебных решений. Можно сказать, что это важная проблема и в налогах, и в других направлениях. Когда предприниматель выиграл в суде, получил окончательное решение, и даже прошел апелляцию. Но потом государственные органы не исполняют это решение суда. Это серьезная проблема.
Также есть проблема со списком рисковых компаний. То есть, компания получает информацию о том, что находится в этом списке. Но не понимает, почему оказалась в таком положении. И не знает, что делать для того, дабы выйти из этой ситуации. Стоит отметить, что в январе этого года уже вышло распоряжение, согласно которому налоговые органы должны давать объяснения, почему компании попали в список рисковых.
Кроме того, против бизнеса открывается много уголовных дел. И это тоже серьезная проблема. Так как предприниматели сталкиваются с допросами, обысками, конфискацией компьютеров и документов, блокировкой счетов в банках. В итоге бизнес находится в парализованном состоянии, поскольку не может нормально работать. Такие ситуации могут развиваться бесконечно, так как органы могут не выдвигать обвинений или тормозить процессы.
Могу озвучить цифры. В 2019 году открыто 852 уголовных дела. И только 22 из них передано в суд с актом обвинения. Так что большинство этих дел открыто, и предприятия в итоге просто парализованы.
В этом направлении Совет бизнес-омбудсмена также готовит свои замечания и рекомендации госорганам, чтобы улучшить диалог сторон.
И, конечно, есть проблемы с налоговыми проверками. Дело в том, что некоторые проверки осуществляются без учета тех документов, которые есть у предприятия. То есть, налоговые органы могут их игнорировать. Кроме того, налоговики могут выходить за рамки проверок. В общем, проблем в этом направлении немало.
Гораздо меньше проблем возникает во взаимодействии с таможней, органами регистрации. Это могут быть, например, попытки рейдерства. Но все эти вопросы Совет бизнес-омбудсмена пытается решить.
— Расскажите, кто чаще приходил за помощью в Совет бизнес-омбудсмена в 2019 году? Это были представители крупного или малого бизнеса, украинцы или иностранцы?
— В прошлом году чаще обращались к нам представители малого и среднего бизнеса, в основном, украинцы. И треть таких обращений приходились на крупный бизнес.
Что касается собственников предприятий, то 83% — это чисто украинский бизнес. И 17% заявлений приходится на компании, где инвесторами являются иностранцы.
— А в каких секторах экономики бизнесу чаще нужна помощь?
— Это торговля, производство, услуги. Можно сказать, что за помощью обращаются компании из всех секторов экономики.
— Если говорить о статистике, сколько дел Совет бизнес-омбудсмена открыл и закрыл? Как вы оцениваете эффективность работы в прошлом году?
— В 2019 году наша команда получила 1646 жалоб. Мы завершили расследования 1139 жалоб. При этом помогли вернуть компаниям 4,5 млрд гривен. Более половины кейсов были решены для бизнеса положительно. Некоторые ситуации еще мониторим, так как по ним еще нет окончательного решения. А некоторые истории были закрыты без нашего участия, так как конфликт был разрешен сам по себе.
Можно сказать, что количество жалоб стабилизировалось на отметке где-то в 400 жалоб в квартал. Такую статистику наблюдаем за последние несколько кварталов.
Стоит отметить, что большинство жалоб приходит из Киева и Киевской области. Это почти 40% обращений. Но к нам обращаются с жалобами и все остальные области Украине, за исключением Крыма.
— Если говорить о взаимодействии с госорганами, с кем из них стало проще работать? Есть ли улучшения в налаживании таких контактов?
— Есть улучшения в работе, например, с Офисом Генерального прокурора. Потому что раньше у нас не было меморандума о сотрудничестве, который бы согласовывал действия обеих структур.
В целом, у нас работает 12 меморандумов. Такие соглашения подписаны, в частности, c Национальной полицией, СБУ, министерством экологии, министерством юстиции и другими органами. Теперь есть такой договор и с органами прокуратуры.
Такой же меморандум был подписан с таможней и налоговой. Руководители этих органов выразили надежду, что сотрудничество с Советом бизнес-омбудсмена улучшит работу сотрудников их ведомств.
Уже есть результаты такого сотрудничества. К примеру, на таможенных пунктах будем размещать специальные информационные карточки, где сказано: в случае возникновения проблем предприниматели могут обращаться за помощью в Совет бизнес-омбудсмена. Также будут указаны контактные данные. Конечно, обращаться нужно в том случае, если есть нарушения закона или другие серьезные проблемы. К слову, руководители таможни согласилась разместить такую информацию, так как они также заинтересованы работать в правовом поле.
Таким образом, могу отметить, что с упомянутыми органами сотрудничество налажено неплохо.
— Какие планы у Совета бизнес-омбудсмена на этот год?
— Кроме текущей работы, хотим улучшить работу с предпринимателями. В частности, хотелось бы, чтобы бизнес также предоставлял свои отчеты о коррупционных предложениях, которые получают. Возможно, чтобы говорили об этом анонимно.
Дело в том, что Совет бизнес-омбудсмена получает много жалоб. Где-то какая-то задержка на таможне, где-то не получена лицензия, где-то не возвращена собственность и т.д. В итоге предприниматели неофициально говорят, что проблема возникла из-за коррупции. Мол, давайте подружимся, вопрос будет решен. При этом официально жалоба не касается данных фактов.
Мы хотели бы, чтобы эти факты были известны, а работа шла более системно. Тем более, есть законодательство, которое защищает анонимность людей, которые говорят о фактах коррупции. Важно, чтобы бизнес не боялся официально заявлять о проблемах в Национальное антикоррупционное бюро и другие соответствующие органы. Это нужно делать, поскольку кейс предпринимателя может быть решен индивидуально, но при этом коррупционер не получил заслуженного наказания.
Поэтому Совет бизнес-омбудсмена будет помогать бизнесу решать проблемы и дальше, в том числе, коррупционного характера.
Беседовала Христина Коновалова
Оригинал публикации доступен по ссылке.