Зачем быть честным, почему это поддерживают европейские институции, и на что жалуется украинский бизнес. Рассказывает Альгирдас Шемета.
Совет бизнес-обмудсмена существует в Украине уже не первый год и доказал свою эффективность. Но многие предприниматели либо не знают об этом институте, либо по какой-то причине не спешат в него обращаться. Этой статьей RAU начинает серию публикаций, посвященную тому как ритейлеры могут сотрудничать с госорганами, и кто из чиновников или структур, созданных при поддержке западных доноров, может подсказать решения сложных вопросов. Альгирдас Шемета – бизнес-обмудсмен Украины, а в задачи возглавляемого им Совета бизнес-омбудсмена входит разрешение конфликтом между бизнесом и любыми госструктурами: от Администрации президента и КабМина до сельсовета и райсельхознадзора.
Игра по правилам
— Расскажите о Всеукраинской сети добропорядочности и комплаенса (UNIC) – что собой представляет эта инициатива?
— Она стартовала в мае 2017 года. Скоро в нашу сеть будет входить уже 50 компаний-членов и еще 10 уже рассматривают возможность присоединиться к нам.
Сейчас ведется работа над созданием оценки рисков по модельному кодексу этики и подготовке сертификации членов UNIC. Одно из преимуществ участия в сети – возможность пройти проверку независимыми аудиторами.
После чего компания сможет получить сертификат и использовать лого UNIC в маркетинговых целях: на своих продуктах и при предоставлении услуг.
Наша основная цель – создать критическую массу компаний, которые готовы работать прозрачно и соответствовать лучшим международным стандартам в сфере антикоррупционных практик.
— 60 компаний – это разве не капля в море украинского бизнеса?
— Всегда надо с чего-то начать. Вряд ли стоит надеяться, что сразу весь бизнес подключится к нашей инициативе. Согласно нашим целям, планируем за первый год привлечь 75 компаний, а за второй – 150. Я надеюсь, что количество членов будет и дальше увеличиваться. 200-300 компаний – это уже довольно сильный пул, примеру которого будут следовать другие компании.
— Компании каких сфер деятельности уже вступили или рассматривают вступление?
— Разные сферы бизнеса, начиная от промышленности и сельского хозяйства, заканчивая розничной торговлей и недвижимостью. Членами сети UNIC из ритейлеров уже стали BILLA и METRO, из недвижимости — Arricano.
— Больше международных компаний или украинских?
— Примерно поровну. Иностранные инвесторы часто жалуются на встречах на неравные условия конкуренции. Если действуешь по правилам, ты находишься в неравных условиях с тем, кто добивается своего при помощи взяток. Поэтому одна из целей UNIC – расширять сферу честной конкуренции в Украине.
— Назовите три-четыре ключевых принципа, которые исповедует UNIC. При разработке кодекса поведения, принципов, что взяли за образец?
— Мы ориентируемся на международный добровольный антикоррупционный стандарт ISO 37001. Он утвержден в ноябре 2016 года. Практически весь наш опросник построен на основе этого стандарта и компании, заполняющие опросник, указывают: на каком уровне они находятся и какие меры предпринимают, чтобы поднять его.
Раз в год компания должна будет отчитываться о прогрессе. Если член сети за два года не выполняет то, что обещал, то он может быть исключен из участия в сети.
Что касается принципов, то все восемь расписаны в меморандуме. Проводить бизнес ответственным образом, придерживаться действующего законодательства и других правил и процедур, декларировать приверженность антикоррупционным принципам. Иметь письменные процедуры, письменные кодексы этики. Не только расписанные на бумаге, но донесенные до каждого сотрудника компании.
— Вы упомянули, что будет проводиться аудит. Кто его будет проводить?
— Мы как раз разработали технические условия для выбора аудиторских компаний. Исполнителей будем выбирать на конкурсе. Наши члены смогут сами решить, с кем они хотят работать. В январе-феврале список будет утвержден.
— Проведение аудита будет оплачивать сама компания или UNIC?
— Это будет оплачивать сама компания, но мы рассматриваем возможность предоставления некоторых субсидий, если UNIC получит помощь от международных доноров. Сейчас ведем с ними переговоры. В создании UNIC участвовали Европейский банк реконструкции и развития и Организация экономического сотрудничества и развития. Была договоренность, что первые два года членские взносы будут покрывать треть расходов, а грантовая помощь – две трети. Через четыре года должны выйти на самообеспечение. Если UNIC получит грант, то его часть будет использована на субсидирование услуг аудиторов.
— Кроме возможности использовать лого UNIC в маркетинговых проявлениях, какие еще преимущества дает присоединение к сети?
— Возможность использовать опыт других членов, а также совершенствовать внутренние процедуры. Нужно понимать, что коррупция – это не только бизнес и государство. Очень много коррупции в отношениях бизнеса с бизнесом: например, сотрудники компании за взятки закупают товар дороже, чем можно. Сеть будет создавать инструменты для своих членов, чтобы такие явления предупреждать. Это позволит повысить прибыльность компании.
Другое преимущество: возможность обучения сотрудников. Тут много работы. По нашему опыту, особенно в регионах, даже те компании, которые используют добропорядочность и комплаенс, вкладывают в эти понятия совсем другой смысл, чем предусмотрено по международным стандартам.
Кроме того, ЕБРР не раз отмечал, что компании, которые пройдут сертификацию, смогут легче получать кредиты.
— UNIC работает с негосударственными организациями, такими как Спілка українських підприємців. Отраслевые и профильные планируете привлекать?
— На последнем собрании исполнительного комитета мы как раз утвердили принципы сотрудничества с бизнес-ассоциациями и другими возможными партнерами. Поддержку этой инициативе выразили все крупнейшие бизнес-ассоциации, как украинские, так и представляющие международные.
— В перспективе будете работать с госорганами?
— Наша идея – частная инициатива. Мы хотим, чтобы частный бизнес создал «кулак добропорядочности». Когда будет построен весь процесс, можно рассматривать привлечение государственных компаний. Но пока считаем, что слишком рано.
Жалобы бизнеса
— По итогам 2017 года жалоб в Совет бизнес-омбудсмена стало больше или меньше?
— Мы получили на 70% больше жалоб, чем год назад. Особенно за последнее полугодие, после ввода системы электронной регистрации налоговых накладных. В ноябре мы получили больше жалоб, чем раньше получали за квартал. Мы поддерживаем саму систему автоматической регистрации накладных, но жалобы, которые к нам поступили, указывают на недостатки в самой системе. Мы уже сделали конкретное предложение Минфину – что с нашей точки зрения нужно сделать, чтобы оптимизировать систему.
— Часто поступают обращения от предприятий сферы торговли и торговой недвижимости?
— Самое большое количество жалоб приходит от предприятий оптовой торговли: 22% всех обращений. Затем следует промышленность – 15%, сельское хозяйство – 8% и предприятия недвижимости – 7%. Розничная торговля – 4%. Если брать розницу и недвижимость – вместе это 11% всех жалоб.
— На что чаще всего жалуются?
— Налоговые накладные – первое место, 12% от всех жалоб. Действия органов местного самоуправления – 11%, налоговые проверки – 9%, действия контролирующих органов – 8%, прокуратура, Министерство юстиции и другие налоговые вопросы по 6%, полиция и задержка возврата НДС по 5% и т. д. Предприятиям торговли свойственны жалобы на расторжение договоров.
Неторопливое государство
— На каком этапе сейчас застыла ситуация с ТРЦ SkyMall?
— Наша позиция очень простая – Украина должна выполнять решения международных судов. Если есть решение международного суда, не должно быть оговорок или задержек. На это должна быть политическая воля и четко работающая система судов.
— Первое решение Лондонский суд вынес полтора года назад. За этот срок дело с мертвой точки так и не сдвинулось. Кто блокирует выполнение решения суда?
— Мне было бы трудно назвать конкретных виновников. Я смотрю на общую проблему. Нужно эту сферу привести в порядок. Один из международных принципов – выполнение в разумные сроки решения судов. Длительные задержки неприемлемы.
— Какие с вашей точки зрения самые большие проблемы во взаимоотношениях украинского бизнеса и госорганов? Какие болевые точки?
— Надо сказать, что в этом году сделано довольно много. Болевые точки остаются, но есть надежда, что принятые изменения снизят давление на бизнес. Например, в этом году на правоохранительные органы мы получили вдвое больше жалоб, чем в 2016 году. 1 декабря президент подписал закон под кодовым названием «маски-шоу стоп». Он был разработан на основе наших системных рекомендаций. Если он будет выполняться, то есть надежда, что количество жалоб в следующем году снизится.
Правоохранительная система остается проблемной, но здесь есть решения, которые должны привести к позитивным результатам.
Далее налоговые вопросы. Даже при идеальном Налоговом кодексе все равно будут споры между налоговиками и бизнесом. Минфин совместно с ГФС уже опубликовали планы реформирования фискальной службы, и есть надежда, что это тоже приведет к улучшению отношений с бизнесом. Что касается нас, то мы наладили конструктивное сотрудничество с ГФС: налоговая стала прислушиваться и даже отменять ранее принятые решения.
Также мы замечаем нарастающую проблему, связанную с действиями местных органов власти.
Децентрализация позитивна с политической точки зрения, но вместе с тем мы видим, что происходит дисбаланс между передачей полномочий местным органам власти и ответственностью за принимаемые решения.
Потому мы подготовили системные рекомендации: что нужно сделать, чтобы децентрализация привела к цивилизованным отношениям между местными органами власти и бизнесом.
С моей точки зрения, очень важно ускорить реформу госслужбы. Проблема в том, как госслужащие выполняют закон, и как нарушают его нормы.
— За время вашей работы кто из госорганов охотнее шел навстречу и с кем удалось наладить эффективную работу?
— Труднее всего было с правоохранителями, но со второй половины 2016 года в этой сфере нам удалось значительно улучшить сотрудничество. Если брать статистические данные, то общий процент выполнения наших рекомендаций равен 89%. По некоторым госорганам он достигает и 100%. СБУ, например, 96% всех наших рекомендаций выполнила.
Меньше всего выполненных рекомендаций по местным органам власти. Многие решения принимаются на уровне местных советов, и мы имеем случаи, когда есть явные нарушения законодательства.
Здесь нужен механизм, который разрешал бы отменять решения местных органов власти, если они явно противоречат законодательству.
До недавнего времени было значительное отставание у высших органов власти, поскольку рекомендации связаны с изменением законодательства, что по определению труднее сделать, чем устранить погрешность в действиях.
Иван Зайцев
Оригинал статьи доступен по ссылке: http://bit.ly/2BO8rtG
09.02.2018