1.Кто такой бизнес-омбудсмен?
Это независимый представитель интересов бизнесменов при Кабмине. Он рассматривает жалобы как отечественных, так и иностранных предпринимателей касательно неправомерных действий государственных органов. То есть если у бизнесмена возникают проблемы, например связанные с арестом производственных цехов или затягиванием оформления разрешительных документов, их можно попробовать разрешить, обратившись к омбудсмену. Впервые Совет бизнес-омбудсмена (команда юристов, которая помогает предпринимателям разрешать их проблемы) был создан в Украине в декабре 2014 года. А уже 20 мая 2015-го эта структура начала официально принимать жалобы от бизнеса. Непосредственно саму команду возглавил литовец Альгирдас Шемета. В прошлом Шемета дважды занимал пост министра финансов Литвы. Также он работал еврокомиссаром: сначала — по налогообложению, таможенному союзу, аудиту и борьбе с мошенничеством, потом — по бюджету и финпланированию. Стоит отметить, что сейчас Совет финансируют 13 стран-доноров через мультидонорский счет Европейского банка реконструкции и развития.
2.Для чего он нужен и какие функции выполняет?
Омбудсмен рассматривает проблемы предпринимателей только по поводу незаконных действий или бездействия госорганов и госкомпаний. Но при этом он не лоббирует интересы бизнеса. Если жалоба взята в работу, это не означает, что Совет бизнес-омбудсмена безусловно согласен с позицией жалобщика. Инспекторы должны соблюдать нейтралитет, когда проводят независимое расследование, а также заслушивают позицию и жалобщика, и госоргана. И только после этого выносят свое решение. Однако Совет бизнес-омбудсмена не является исполнительным органом власти, так как не может заставить госорган выполнить свои рекомендации. Но команда может использовать силу своего авторитета, но при этом процент выполнения рекомендаций в Украине — около 88%. В то же время Совет не занимается оценкой качества отдельных законов и нормативных актов. Только систематизирует проблемы и предлагает госорганам пакет рекомендаций по отдельным отраслям экономики. А уже ведомства принимают решения, следовать ли этим предложениям. Услуги Совета бизнес-омбудсмена бесплатны для предпринимателей, а вся информация по истории жалоб является строго конфиденциальной.
3.Кто и в каком случае может обратиться за помощью к бизнес-омбудсмену?
Обратиться к бизнес-омбудсмену может любая компания или частный предприниматель. Это можно сделать в случае возникновения проблем с государственными и местными органами власти, государственными и подконтрольными государству компаниями. Но стоит помнить: бизнес-омбудсмен не принимает жалобы по тем делам, которые находятся в суде. Не будут рассматриваться и жалобы предпринимателя по отношению к частному бизнесу. Как подать жалобу в Совет бизнес-омбудсмена? Проще всего оставить заявку через сайт структуры www.boi.org. ua. Кроме того, жалобу можно отправить по электронной почте или принести лично в офис по адресу: г. Киев, ул. Сковороды, 19. При этом жалоба от предпринимателя рассматривается по следующей схеме. Сначала идет предварительная оценка заявления. Исследуется история документа, изучаются документы, проходит общение со сторонами конфликта. И наконец, инспекторы принимают решение на основании всей полученной информации, а после этого отслеживается судьба этих рекомендаций — решен или не решен вопрос, в какие сроки и т. д.
При этом в течение десяти рабочих дней предприниматель, подавший жалобу, получает ответ от Совета бизнес-омбудсмена, принята ли его заявка в работу. Предельный срок расследования — 3 месяца, но в большинстве случаев команде удается закрывать дела быстрее. По каждому обращению бизнес-омбудсмен дает рекомендации госорганам и отслеживает их выполнение.
4.Какие специалисты входят в команду Совета омбудсмена?
Команда Совета состоит из тридцати специалистов с большим опытом работы в юриспруденции, стратегическом управлении, экономике, аудите и управлении рисками. Помимо самого бизнес-омбудсмена, в состав этой команды входят два заместителя (Татьяна Короткая и Ярослав Грегирчак), а также пятнадцать инспекторов, четыре младших инспектора, сотрудники департамента коммуникаций и административный персонал. Вся команда получает заработную плату, но ее размер не может разглашаться на основании донорского договора.
5.Что уже удалось сделать для предпринимателей?
За два с половиной года работы Совет бизнес-омбудсмена получил более 3000 жалоб и помог украинским предпринимателям вернуть более 11 млрд грн. Всего с начала своей деятельности команда подготовила около 1000 рекомендаций госорганам. При этом 87% из этих заявок уже выполнены, а 98% предпринимателей довольны сотрудничеством с бизнес-омбудсменом. Помимо этого, Совет подписал 9 меморандумов о сотрудничестве с госорганами, которые чаще всего являются объектами жалоб. Это Госфискальная служба, Министерство экологии и природных ресурсов, Госрегуляторная служба, Министерство юстиции Украины, Нацантикоррупционное бюро, Киевская горгосадминистрация, Нацполиция, Нацагентство по предотвращению коррупции, СБУ. Также Совет бизнес-омбудсмена подготовил 10 пакетов с системными рекомендациями по улучшению законодательства. И многие из этих предложений уже воплощены. Если говорить о самой свежей статистике, то, по данным третьего квартала 2017-го, все полученные Советом жалобы можно разделить на четыре блока: налоговые и таможенные вопросы (65% заявок), действия силовиков (12%), неправомерные действия госрегуляторов (8%), действия органов местного самоуправления (6%). При этом чаще жаловались представители оптовой и розничной торговли, промышленники и аграрии. И в общей структуре жалоб доля украинского бизнеса составляет 82% (18% — иностранный). Наиболее активными регионами по заявкам стали столица и Киевская область, Днепропетровская, Харьковская и Одесская области.
Оригинал статьи в PDF