Альгирдас Шемета рассказал, как работа Совета бизнес-омбудсмена в Украине меняет инвестиционный климат.
Уже два года в Украине работает находящийся на Подоле в Киеве офис Совета бизнес-омбудсмена – специального представителя по правам бизнеса. За это время были рассмотрены тысячи жалоб и оказана вполне реальная помощь предпринимателям.
Впрочем, вопреки тому, что эта структура действительно помогла сотням бизнесменов, десятки тысяч из них продолжают страдать от произвола властей.
Сегодня Совет бизнес-омбудсмена опубликовал отчет о своей работе за 2016 год. НВ Бизнес решил расспросить Альгирдаса Шемету, бизнес-омбудсмена, о том, кто же из государственных органов оставался весь прошлый год лидером по созданию проблем для бизнеса.
– Как изменился за прошедший год бизнес-климат в Украине?
– По моему мнению, тенденция изменения бизнес-климата двигается в лучшую сторону. За последнее время было принято много важных решений. К примеру, изменения в Налоговый кодекс были подготовлены на основании наших системных рекомендаций по администрированию налогов. Мы стали меньше получать жалоб по возмещению НДС. На днях было объявлено о введении единого реестра для возмещения НДС.
С другой стороны, бизнес стал доверять нашим действиям и чаще обращаться к нам по самым разным вопросам, которые их волнуют. Бизнес уже не боится защищать свои права от разного рода нарушений государственными органами, местным самоуправлением и государственными предприятиями.
Еще бы хотелось отметить уровень сотрудничества с государственными органами. Если вначале они были достаточно насторожены в отношениях с нами, то за 2016 год с нами стали считаться. К концу прошлого года государственные органы выполнили 87% всех наших рекомендаций – это очень высокий показатель для Украины.
– Кто остается лидером по числу жалоб, на кого больше всего бизнес жалуется по итогам прошлого года?
– Здесь изменения небольшие. Как и раньше, на первом месте остается Государственная фискальная служба. На нее приходится 55% всех жалоб, поступивших к нам. При этом ГФС хорошо выполняет наши рекомендации. Есть некоторые изменения по другим структурам. Например, увеличилось количество жалоб на органы местного самоуправления, почти в 2,5 раза по сравнению с 2015 годом. Это связано с тем, что все больше полномочий переходит на уровень местного управления в связи с децентрализацией. И не всегда эти полномочия используются в нормальном правовом порядке.
Как и в 2015 году, большое количество жалоб приходится на силовые структуры. И нас это очень сильно настораживает. Я считаю, что в этой сфере Украина должна сделать большой шаг вперед, чтобы у бизнеса не было страха от возможного открытия уголовных производств. Это особенно касается иностранных инвесторов, которые не привыкли, что ради всякого мелкого случая сразу открывается уголовное производство, производятся обыски, аресты имущества.
Работа в этой сфере должна значительно усилиться. И в этой связи мы работаем с правительством. Недавно премьер-министр Владимир Гройсман организовал встречу со всеми руководителями силовых структур, где мы обговаривали их позицию и важность в улучшении инвестиционного климата в Украине.
– Что может государство сделать для того, чтобы существенно улучшить бизнес-климат в стране?
– Здесь очень важно, чтобы те положительные изменения, которые были приняты в конце прошлого года по администрированию налогов, правильно имплементировались. Мы тщательно следим за подготовкой имплементирующих документов, даем свои замечания по этим документам. И если имплементация будет эффективной, можно ожидать улучшения бизнес-климата в Украине.
Что касается силовых структур, здесь мы тоже проводим большую работу. Подготовили изменения в Уголовно-процессуальный кодекс, которые сделали бы процедуры, используемые силовыми структурами, намного прозрачнее, а также усилили бы возможности бизнесменов защитить себя.
Мы также предлагаем видеофиксацию всех следственных действий, чтобы было ясно, кто прав, кто не прав, когда дело перейдет в суд. И надеемся, что эти изменения, предложенные нами, будут поддержаны правительством и затем и в Верховной Раде.
Также очень важно, чтобы как можно быстрее была имплементирована реформа, связанная с государственной службой. Эта реформа проходит, ей уделяется большое внимание со стороны международных организаций, со стороны ЕС. И если эта реформа будет правильно внедрена, она должна привести к изменению культуры взаимоотношений между государственными органами и бизнесом. Мы до сих пор часто сталкиваемся с тем, что представители государственных органов чувствуют себя начальниками бизнеса, а не служащими, как это должно быть, если все построено правильно.
Еще один важный момент – это реформа судебной системы. Здесь тоже происходят большие изменения. Если эти изменения приведут к эффективной работе сначала высших судебных органов, Верховного суда, а затем нижних ступеней судебной системы, то это тоже может привести к положительным изменениям.
– А как вы оцениваете процесс смены, набора новых людей в налоговую, в прокуратуру, в суды? Потому что многие жалуются, что конкурсы чисто номинальные. Людей распределяют по квотам, не выбирают профессионалов, которые действительно хотели бы бороться с коррупцией и менять систему.
– Мы не участвуем в этом процессе напрямую. Но насколько я знаю, набор кадров в судебную систему происходит под пристальным вниманием международных экспертов, которые прямо участвуют в этом процессе. Поэтому есть надежда, что судьи, которые займут эти должности, будут отвечать критериям. Что касается других структур, то Министерство финансов на днях объявило о реформе ГФС. Это поможет создать сервисные службы, предлагающие услуги бизнесу по самым разным вопросам. Конечно, кадровый вопрос очень важный. И здесь процесс только начинается. Мы увидим, как он будет происходить, как эти кадровые изменения отразятся на взаимоотношениях ГФС с бизнесом.
Оригинал интервью доступен по ссылке: http://bit.ly/2nxSO2H
10.04.2017