You are using an outdated browser. Please upgrade your browser to improve your experience.

«Профессия комплаенс-офицера выходит в новое измерение»

16.09.2020

В рамках V International Compliance Forum с мастер-классом, посвященным изменению комплаенс-политики компаний под влиянием COVID-19, выступила инспектор Совета бизнес-омбудсмена в Украине Татьяна Херувимова.

«Можно с уверенностью сказать, что 2020 год если не изменил, то точно ускорил процессы, которые происходили в бизнес-среде. Так, сегодня поощряется дистанционная работа определенных категорий работников, разрешается использование личные девайсов в деловых целях. Государственные границы закрылись, хотя пределы стерлись из-за активного использования телефонии, но при этом появились дистанции: физические, эмоциональные и социальные. И, самое главное, бизнес активно внедряет инновационные решения», — подчеркнула Татьяна Херувимова.

Спикер отметила, что, по оценке McKinsey, сегодня бизнес по уровню внедрения электронных решений в пять раз опережает прошлогодние прогнозы. Тем не менее залогом выживания для него стала не эффективность, а больше стойкость. И это, безусловно, создает фон для комплаенс-офицеров.

Менеджмент компаний стал заложником настоящего времени, когда топ-менеджмент вынужден фокусироваться на текущих вопросах, вместо того чтобы сосредоточиться на будущем. При этом именно фокус на будущем позволяет преодолеть последствия пандемии, в том числе с позиции комплаенса.

«Сегодня бизнес оперирует не планами, а сценариями, то есть как быть, если сегодня бизнес открыт, и как быть, если завтра деятельность будет ограничена. Сценарное мышление, сценарное планирование сегодня превалируют, и это влияет на этику принятия решений топ-менеджментом компаний», — обратила внимание Татьяна Херувимова.

В частности, она привела пример, что если ранее приветствовалось и считалось добросовестным исполнением обязанностей посещение офиса работником с насморком для соблюдения дедлайнов по проектам, то сегодня о таком не может быть и речи. Наивысший приоритет — это безопасность работников.

Но самая главная дилемма для комплаенс-офицеров сегодня, по мнению Татьяны Херувимовой, — это вопрос, следует ли руководителям придерживаться старых, проверенных временем практик, которые не являются гибкими и не приспособлены к сегодняшним реалиям, когда все очень быстро меняется.

Инспектор Совета бизнес-омбудсмена рассказала о том, какие сферы комплаенса претерпели наибольшие изменения. В частности, это корпоративная культура, и, по мнению спикера, в посткоронавирусной реальности культурные аудиты приобретут особенную актуальность.

Также это расследование недобросовестного поведения. 56 % опрошенных экспертов по всему миру отмечают увеличение случаев мошенничества и коррупционных проявлений — расследование станет очень важным инструментом. По словам Татьяны Херувимовой, проводить расследование онлайн не так просто. Поскольку при виртуальном общении очень сложно отследить эмоциональное состояние или изменения в поведении опрашиваемых лиц. В то же время это создает и новые возможности. Спикер привела пример, что в одном расследовании опрашиваемый несколько раз прерывал звонок, ссылаясь на перебои со связью. Но в дальнейшем путем отслеживания звонков было установлено, что как раз в эти периоды он связывался с коллегой для сверки, нет ли разногласий в их заявлениях.

Кроме того, усложнилась внутренняя коммуникация комплаенс-офицеров.

«В реалиях изоляции обеспечить политику «открытых дверей» стало сложнее», — подчеркнула Татьяна Херувимова.

Оригинал публикации доступен по ссылке.