You are using an outdated browser. Please upgrade your browser to improve your experience.

Каким для бизнеса был второй квартал 2019 года

12.08.2019

Во втором квартале 2019 года Совет бизнес-омбудсмена перешагнул отметку в 17 млрд грн – именно столько за четыре года работы в Украине мы помогли сэкономить компаниям. Эта сумма состоит из возврата НДС, отмены результатов налоговых проверок, пересмотра таможенной стоимости товаров.

А в отчетном квартале мы закрыли рекордный по сумме кейс METRO – помогли отменить штраф в 2,3 млрд грн за якобы неправильное ведения кассовых операций.

В общем и в целом

За квартал мы получили 398 жалоб от бизнеса на неправомерные действия госорганов – на 2% меньше, чем в первом квартале. Следует отметить, что в последнее время количество жалоб более-менее стабилизировалось, но остается на довольно высоком уровне – ежеквартально мы получаем около 400 жалоб.

За квартал мы завершили 286 расследований – это на 3% больше, чем в первом квартале. Почти 60% всех расследований завершились либо сразу позитивным результатом для бизнеса, либо после выполнения рекомендаций госорганами. А всего с начала деятельности мы завершили свыше 3,8 тыс. расследований — это колоссальный опыт по самым разным вопросам.

Во втором квартале мы выполнили все KPI:

  • 97% наших клиентов позитивно отозвались о нашей деятельности ( KPI – 75%)
  • 86% всех расследований завершили в стандартное время – 90 дней ( KPI — 80%)
  • государственные органы выполнили 90% наших индивидуальных рекомендаций ( KPI – 50%)

Нам приятно отметить, что все KPI выполняются уже много кварталов подряд, и мы надеемся, что так будет или дальше.

Главные тенденции квартала

ТОП-10 предметов обращений изменился так: по 6 темам мы получили меньше жалоб, по трем – больше, по одной – все осталось без изменений. Меньше бизнес жаловался на Национальную полицию (-16%), на таможню (-34%), на Министерство юстиции (-24%), на государственные предприятия (-38%), на СБУ (-50%), на недостатки законодательстве (-50%). На прокуратуру мы получили столько же жалоб, как и в первом квартале. В то же время, бизнес больше обращался по налоговым вопросам (+6%), в отношении действий контролирующих органов (+13%) и местных органов власти (+24%).

Сократилось количество жалоб от иностранных инвесторов. Крупные предприятий также подали на 20% меньше жалоб. Поэтому можно осторожно предполагать, что система оценки рисков всё-таки работает лучше — она более целенаправлена, чем ранее. Однако, разумеется, по результатам одного квартала делать вывод преждевременно.

Разбор реформ

Хотя количество жалоб на правоохранительные органы сократилось, мы по-прежнему считаем, что их неправомерные действия могут создавать значительные препятствия для привлечения инвестиций в Украину. Поэтому, с нашей точки зрения, реформа правоохранительных органов, разработка и утверждение закона о Службе финансовых расследований должны быть одним из главных приоритетов нового правительства.

Еще один приоритет – реформа Государственной фискальной службы в налоговую и таможенную службы. Ведь именно на ГФС мы получаем большего всего жалоб от бизнеса:во втором квартале 65% всех жалоб было на налоговую и таможню, а в первом месяце третьего квартала и того больше. Наверное, процесс изменений несколько ослабил бдительность и руководства налоговой, и таможенной служб, поэтому количество жалоб стало увеличиваться. Очень важно, чтобы План реализации реформы, в разработке которого участвовал Совет, был реализован. Со своей стороны мы готовы мониторить выполнение плана, делиться опытом и знаниями для разработки конкретных положений.

Рост жалоб на контролирующие органы показывает, что их реформирование происходит не так эффективно, как хотелось бы. Во-первых, ещё многие службы не утвердили так называемый риск-ориентированный подход на проверки. Всего есть 86 сфер, а утверждено, по последним цифрам, около 70. Однако, что касается чек-листов, которые должны быть разработаны для проведения проверок, то тут утверждено только 22 документа из 86, хотя, по планам реформы, это должно было осуществиться уже в прошлом году. Таким образом, на практике реформа значительно запаздывает, поэтому нужно прилагать больше усилий, чтобы контролирующие органы начали действовать эффективно. Все-таки бизнесу приходится довольно часто с ними сталкиваться в работе.

Также нас беспокоит растущее количество жалоб на местные органы власти – во втором квартале рост составил 24%. Поддерживая децентрализацию, мы видим необходимость завершить организационную часть этой реформы. В существующей системе нет возможности контролировать неправомерность решений местных органов власти. Законопроекты, которые этот контроль вводят, уже были разработаны при предыдущей власти, но они до сих пор не утверждены. Я рад недавнему заявлению команды президента о планах ускорить процесс утверждения системы контроля над действиями местных органов власти. Ведь есть большой риск, что вместо проблем с одним центральным органом бизнес будет иметь много проблем с многими сотнями местных органов власти. Поэтому очень важно, чтобы по своему направлению правильная реформа не была дискредитирована тем, что местные органы власти злоупотребляют своими полномочиями.

О менторстве

Мы продолжаем принимать активное участие в развитии Всеукраинской сети добропорядочности и комплаенса (UNIC). Сейчас стартуют семинары в регионах.

Также, в течение последнего полугодия мы готовили новый отчёт о системных проблемах бизнеса в процедуре административного обжалования. Я благодарен всем, кто помог в разработке этого отчёта. Мы считаем, что более эффективная процедура административного обжалования – это возможность бизнесу быстрее решать проблемы в досудебном порядке, не перезагружать суды, не тратить время на судебные споры.

Оригинал статьи доступен здесь.