07.08.2018

Забытые аграрные дотации

Тема государственной поддержки отдельных отраслей экономики, в особенности аграрной, всегда была и остаётся дискуссионной.
Будучи нейтральной структурой, равноудаленной от различных индустрий, Совет бизнес-омбудсмена не участвует в лоббировании интересов представителей той или иной отрасли. Однако, выступая за верховенство права и внедрение в Украине принципов эффективного управления (good governance), Совет вынужден реагировать на те случаи, когда нормы закона, устанавливающие преференции, не выполняются, либо политика государства в плане их выполнения является явно непрозрачной или непоследовательной.
С такой ситуацией мы столкнулись в начале этого года.
Новый механизм
Даже те, кто не имеет отношения к аграрному сектору, наверняка слышали о специальном режиме НДС для аграриев, так называемой аккумуляции НДС. Данный режим просуществовал до начала 2017 года. Потом его заменили на бюджетные дотации на развитие аграриев, которые окрестили “квазиаккумуляцией НДС”.
Смысл квазиаккумуляции в том, что аграриям ежемесячно выплачиваются дотации, которые зависят от суммы НДС, уплаченной ими в бюджет.
Квазиаккумуляция НДС была представлена как долгосрочная инициатива. В подтверждение серьёзности этих намерений, Бюджетный кодекс дополнили статьёй, гарантирующей в 2017-2021 годах ежегодный объём государственной поддержки не меньше 1% аграрного ВВП.
Утраченные месяцы
Норма закона, установившая право аграриев на получение дотаций – статья 16-1 Закона Украины О государственной поддержке сельского хозяйства Украины от 24.06.2004 г. № 1877-IV (Закон), вступила в силу с 1 января 2017 года.
22 февраля 2017 года вступил в силу нормативно-правовой акт Кабмина, который определил формулу и механизм распределения и выплаты бюджетных дотаций, распределив роли в этом механизме между Минагрополитики, ГФС и Государственным казначейством.
Сумма дотаций рассчитывалась умножением суммы НДС, уплаченной сельхозпроизводителем в бюджет, на два коэффициента:
“внутренний” – доля дотационных видов деятельности в общем объёме налогооблагаемых операций конкретного налогоплательщика;
и “внешний” – соотношение общей суммы заявленных к выплате дотаций по всей стране и суммы имеющихся в бюджете ассигнований (рассчитывается отдельно для сферы птицеводства и отдельно для всех остальных дотационных видов деятельности).
Так как базой для расчёта суммы дотаций являются данные об уплате НДС в бюджет за соответствующий месяц, то, исходя из сроков подачи отчетности и уплаты налога, выплаты объективно должны были производится с задержкой в два месяца (например, выплаты за январь – не раньше марта).
01 марта 2017 года правительство выдало распоряжение, необходимое для передачи 4 млрд грн, выделенных в Бюджете-2017 на эту цель, в распоряжение Минагрополитики – и, таким образом, механизм был запущен.
В апреле – декабре 2017 года аграриям регулярно поступали дотации, размер которых был рассчитан по результатам их деятельности в феврале – октябре соответственно. Однако, когда очередь дошла до выплат по результатам ноября – декабря – аграрии ожидаемых средств не дождались.
Нули в бюджете
Причина такой ситуации была проста: 4 млрд грн, выделенные в Бюджете-2017, согласно отчету профильного министерства, были подчистую съедены выплатами за февраль-октябрь. Выплаты за ноябрь – декабрь планировалось осуществить за счет Бюджета-2018. Однако там средств на это не оказалось – даже те 2 млрд грн, которые правительство заложило в проект бюджета, не устояли после прохождения его через парламент.
Законодатель выполнил норму Бюджетного кодекса, выделив в общей сложности 6,3 млрд грн на поддержку аграриев. Однако все эти средства были направлены на другие программы и направления, в частности, 4 млрд – на программу поддержки животноводства. А на квазиаккумуляцию НДС попросту ничего не осталось.
В феврале 2018 года к Совету обратилась группа предприятий одного из аграрных холдингов, которые сообщили о нарушении их права на получение дотаций за ноябрь – декабрь 2017 года. При этом они апеллировали к нормам статьи 16-1 Закона, которые продолжали действовать, к своему нахождению в Реестре получателей бюджетных дотаций (Реестр) и к факту уплаты ими значительных сумм НДС в бюджете в соответствующих месяцах.
Подробно изучив ситуацию, Совет пришел к выводу, что речь идёт не о проблеме лишь этого одного агрохолдинга. В аналогичной ситуации оказались все аграрии, включенные в Реестр.
Решение не предложено
Исходя из полученных ответов на обращения Совета, органы исполнительной власти, включая профильное министерство – Минагрополитики, сняли с себя ответственность за судьбу невыплаченных дотаций, сославшись на отсутствие выделенных для этой цели бюджетных средств.
Но, по мнению Совета, орган, реализующий государственную политику в определенной сфере, не может дистанцироваться от решения важных проблем в этой сфере. Оставлять вопрос в “подвешенном” состоянии, неприемлемо. Наша страна движется по европейскому вектору развития и стремится создать привлекательные для инвесторов условия. И очень важно, чтобы государственная политика во всех сферах была понятной и последовательной.
Весьма сложно было бы объяснить незаинтересованным наблюдателям, привыкшим к европейским практикам отношений государства и бизнеса, какую смысловую нагрузку несёт в себе действующая статья 16-1 Закона и для какой цели продолжает вестись Реестр, если эти выплаты больше не производятся.
Исходя из тех практик, которые приняты в странах с развитыми правовыми институтами, если было принято политическое решение о нецелесообразности дальнейшей поддержки аграриев с помощью того механизма, который прописан в статье 16-1 Закона – то следовало бы инициировать соответствующие законодательные изменения, исключающие эту статью из Закона, объявить о закрытии соответствующей бюджетной программы и о прекращении работы Реестра.
В противном случае следовало бы предпринять шаги для того, чтобы действующая норма Закона была выполнена, в том числе путём поиска источников финансирования. Механизмы для этого существуют, и не исчерпываются лишь внесением изменений в Бюджет. Например, есть механизм перераспределения бюджетных расходов между различными программами, который требует согласия правительства и профильного комитета парламента. С помощью этого механизма, к слову, в октябре прошлого года больше 200 млн грн было переброшено с программы квазиаккумуляции НДС на программу по развитию хмелеводства и виноградников.
По мнению Совета, аграрии, которые рассчитывали на получение дотаций за ноябрь – декабрь прошедшего года, имеют основания требовать от государства, по крайней мере, ясности. До них следует либо донести, что “внешний” коэффициент за эти месяцы был рассчитан как “0” (и, следовательно, выплат произведено не будет), тем самым дав возможность, при желании, оспорить эту позицию в судах, либо четко сориентировать относительно перспектив и сроков выплат.
Оригинал статьи доступен по ссылке: http://bit.ly/2OWH0Bm 

Наступний кейс Ситуація на митниці стимулює корупцію