04.05.2018

«Каким был первый квартал для бизнеса» (Новое Время Бизнес)

Чем примечателен квартал
В первом квартале 2018 года Совет бизнес-омбудсмена получил 646 жалоб от предпринимателей – второе наибольшее квартальное количество с начала нашей деятельности. За эти три месяца мы завершили 509 расследований – больше всего в истории Совета. Из них две трети закрыто с желаемым финансовым или нефинансовым результатом для жалобщиков. Мы гордимся тем, что достигли наилучшего срока расследования – 59 дней. Это абсолютный рекорд для нас и даже на треть меньше, чем предусмотрено нашим Регламентом.
Кто и на кого жаловался
В этом квартале наш портфель жалоб стал еще более концентрированным – 91% обращений распределились между 4 группами государственных органов:
Действия Государственной фискальной службы. По сравнению с прошлым кварталом мы получили меньше жалоб почти по всем предметам налоговых вопросов. Это привело к сокращению их доли на 4 процентных пункта (пп) до 67% всех обращений. В частности, количество жалоб относительно электронного администрирования и возмещения НДС уменьшилась в половину.
В I квартале 2018 года нам подали 305 жалоб на блокировку налоговых накладных. Мы считаем, что это достаточно большая цифра, поскольку в период со 2 января по 22 марта 2018 года Государственная фискальная служба не останавливала регистрацию налоговых накладных. Полученные нами жалобы касались нерешенных вопросов прошлого года.
По налоговым предметам количество жалоб выросло только в отношении уголовных производств со стороны ГФС – на четверть по сравнению с IV и I кварталами 2017; и касательно расторжения договоров о признании электронной отчетности – на 75% по сравнению с прошлым периодом.
Количество таможенных вопросов сократилось на треть в сравнении с 4 кварталом 2017 года – их доля в отчетном периоде составила чуть менее 2%.
Действия правоохранительных органов. Между тем, мы наблюдаем рост количества обращений по правоохранительным органам. Доля этого блока с прошлого квартала выросла на 2пп – до 11%. Главным фактором роста стали жалобы на Прокуратуру Украины. Количество обращений на ее действия по сравнению с прошлым кварталом выросло на 50%.
В то же время, количество жалоб на действия Национальной полиции осталось неизменным, а на действия Службы безопасности Украины – даже уменьшилось на треть по сравнению с IV кварталом 2017 года.
Действия государственных регуляторов. Доля жалоб блока составляет 8% от общего количества обращений. Количество жалоб на АМКУ, ГАСИ, Госгеонедра сократилось по сравнению с 4 кварталом 2017 года.
Действия органов местного самоуправления. Доля органов местного самоуправления сократилась с 8% в первом квартале 2017 года до всего лишь 3% в первом квартале 2018 года.
Что касается портрета жалобщиков – 89% обращений поступили от украинских компаний, 76% – от малого и среднего бизнеса. Следует отметить значительное сокращение жалоб от предприятий с иностранным капиталом – на 21% по сравнению с прошлым кварталом. Наиболее активными отраслями были оптовая торговля (30%), производство (15%), агробизнес (14%), строительство (7%) и частные предприниматели (6%). Более трети жалоб поступили из Киева, однако доля столицы постепенно уменьшается в пользу регионов. Больше всего жалоб мы получили из Днепропетровской (12%), Одесской (8%), Киевской (8%) и Харьковской (8%) областей.
Правоохранители: углубленный анализ
Особое внимание мы уделили анализу жалоб на правоохранителей – этому посвящен целый раздел отчета. С самого начала работы офиса мы наблюдаем растущее количество жалоб на действия правоохранительных органов. Однако, в первом квартале 2018 года темпы роста несколько замедлились по сравнению с предыдущим периодом. Мы закрыли 302 дела в отношении правоохранителей, что составляет 53% жалоб, полученных на эту тему. Министерство внутренних дел и Служба безопасности Украины показывают наилучший уровень таких удачно закрытых дел – 65% и 59% соответственно. Нам пришлось отклонить более трети обращений, поскольку они не соответствовали нашим критериям – это на 26% больше чем в среднем по жалобам всех тематик.
Мы закрыли 67% дел в отношении действий правоохранительных органов с немедленным желаемым результатом для жалобщиков. Лучший результат у Налоговой милиции – более трех четвертых дел по этой структуре закрыто с результатом. Между тем, у Прокуратуры самый низкий уровень удачно закрытых дел и самый высокий процент прекращенных и закрытых с рекомендациями кейсов.
Аналогично общей картине обращений, основным источником жалоб на действия правоохранительных органов были малые и средние предприятия. От них мы получили больше обращений по поводу действий Налоговой милиции и Национальной полиции чем от крупных. У крупных компаний преобладают жалобы на действия Прокуратуры (34%). Доля жалоб на Службу безопасности Украины намного выше для крупного бизнеса чем для малого/среднего – 17% и 12,5% соответственно. Мы получили больше жалоб на действия прокуратуры и МВД от иностранных предприятий чем от местных. Между тем доля обращений на действия Налоговой милиции и Национальной полиции выше среди украинских компаний.
7 декабря 2017 года вступил в силу закон об обязательной видеофиксации следственных действий, более известный как #МаскиШоуСтоп. С той даты и до 31 марта 2018 года мы получили 109 жалоб от бизнеса на действия правоохранительных органов. 60% из них касались эпизодов нарушений, произошедших до 7 декабря, т.е. до вступления закона в силу. Относительно кейсов, которые произошли после 7 декабря – стоит отметить, что мы получили лишь одно обращение о несоблюдении закона # МаскиШоуСтоп. Остальная часть касалась других нарушений, совершённых правоохранителями.
Продолжаем в заданном темпе
За три года работы в Украине Совет бизнес-омбудсмена стал голосом предпринимателей, от которых зависит дальнейшее развитие экономики Украины. Мы гордимся, что совокупный финансовый эффект с начала основания учреждения достиг почти 12 млрд грн. Среди нефинансовых результатов работы – сотни приостановленных злоупотреблений государственными органами, десятки примеров принятия налоговой отчетности, получения разрешений и закрытых уголовных дел против предпринимателей. И главное – мы на этом не останавливаемся и продолжаем уверенно защищать законные интересы украинского бизнеса.
Оригинал статьи доступен по ссылке: https://bit.ly/2rCK5eP 

Наступний кейс Для того, щоб попереджати негативні корупційні явища, необхідно змінювати культуру ведення бізнесу