09.02.2018

Штраф или запреты? Кому поможет закон «о защите экспортеров»

Какие преимущества и риски несет в себе законопроект о защите субъектов внешнеэкономической деятельности
В конце прошлого года в парламенте зарегистрировали законопроект с громким названием “В защиту украинских экспортеров!”. Его суть в том, чтобы устранить чрезмерное давление на бизнес со стороны контролирующих органов, которые применяют к субъектам ВЭД разнообразные санкции.
Документ разработан при участии Совета бизнес-омбудсмена, Офиса по привлечению и поддержке инвестиций при Кабмине и проекта USAID. Непосредственными авторами выступила группа из 27 народных депутатов-лидеров мнений из практически всех парламентских фракций. 
LIGA.net разбиралась, что его принятие будет означать для экспортеров. 
За что идет борьба 
Как рассказала LIGA.net заместитель бизнес-омбудсмена Татьяна Короткая, в Украине действует закон О внешнеэкономической деятельности, который подразумевает наказание (спецсанкции) – штрафы, индивидуальный режим лицензирования ВЭД и временное приостановлении ВЭД. Большинство специальных санкций при этом применяются непрозрачно и несут высокие коррупционные риски. Санкции накладывает Министерство экономики по представлению правоохранительных и контролирующих органов.
“Свои рекомендации мы основывали, прежде всего, на анализе жалоб бизнеса. Компании, желая воспользоваться всеми преимуществами свободной торговли с ЕС, Канадой, сталкиваются с искусственными проблемами на пути к границе, на границе и после, когда ожидают возвращения валютной выручки”, – говорит она. 
Самая запутанная и тяжелая ситуация, по словам Короткой, сложилась с применением специальных санкций за некие нарушения в сфере ВЭД.  
Согласно пояснительной записке к законопроекту, документом предлагается отмена индивидуального режима лицензирования и уменьшение количества причин для штрафов и временного приостановления ВЭД. 
С другой стороны, законодатели предлагают дополнить спецсанкции в сфере ВЭД. В частности, речь идет о штрафах за ведение внешнеэкономической деятельности без лицензии или с нарушением лицензионных требований, или же приостановке ВЭД, которая несет угрозу нацбезопасности. 
Предлагать введение спецсанкций, согласно проекту документа, смогут только три структуры: суд, налоговые органы и правоохранители. Этих полномочий будут лишены в случае принятия документа, контрольно-ревизионная служба, Антимонопольный комитет, НБУ и Национальная комиссия по регулированию рынков финансовый услуг.
По мнению Короткой, принятие законопроекта в той редакции, которая представлена в парламенте является компромиссным с учетом военных действий на территории Украины и позволит устранить дублирование ответственности за правонарушения таможенного, валютного законодательства, существенно сузить сферу применения специальной санкции в виде временного приостановления ВЭД к случаям, где есть угроза интересам национальной безопасности, связанная с проведением АТО. 
Однако ожидания некоторых представителей бизнес-сообщества несколько отличаются от видения разработчиков. 
Хорошо, но мало
Этот законопроект – не единственный, рассказали LIGA.net на правах анонимности несколько представителей крупных компаний. Альтернативный документ об изменении режима санкций для экпортеров разрабатывает МЭРТ, но он пока не зарегистрирован в парламенте. Пока что опрошенные бизнесмены не определились, какой из законопроектов стоит поддерживать. 
Законопроект о защите экспортеров сулит бизнесу надежды на улучшения, говорит генеральный директор группы логистических компаний Zammler Виктор Шевченко. “Но, вместе с тем, документ усиливает ответственность бизнеса, может увеличить коррупцию в связке “бизнес – контролирующий орган”, – комментирует он. Положительный момент проекта – предложение отмены индивидуального лицензирования ВЭД, а также сокращение перечня нарушений, за которые применяются санкции временного приостановления ВЭД, отмечает Шевченко. 
Соглашается с ним и Роман Процишин, старший юрист компании Eterna Law. “Отмена института индивидуального режима лицензирования, который применяется как к украинским, так и к иностранным предприятиям прежде всего за нарушение “правила 180 дней” по расчётам в иностранной валюте, позволит улучшить инвестиционный климат в Украине и увеличить её торговый оборот”, – отмечает он. 
Отмены режима индивидуального лицензирования недостаточно, уверена управляющая именным Адвокатским Бюро Оксана Кобзар. “Это полумеры, не решающие основной проблемы, которая состоит в подходах государства в сфере ВЭД. Валютное регулирование в таком виде, как оно существуют в Украине – это перекладывание на легальный бизнес бремени борьбы с выводом капитала, теневыми схемами”, – считает она. 
Несмотря на то, что действующая редакция закона о ВЭД предусматривает такой вид специальных санкций, как штрафы, на практике штрафы не применяются, поскольку не прописана процедура их взыскания, отмечает Алена Омельченко, руководитель практики международной торговле юридической фирмы Ильяшев и Партнеры. “Проект закона устанавливает порядок взыскания штрафов, которые будут взиматься органами доходов и сборов на основании решения Минэкономразвития или решений суда. При этом, штрафы будут применяться только в случае проведения внешнеэкономических операций без лицензий или за нарушение лицензионных условий”, – поясняет Омельченко.
Позитивным, по мнению Процишина, также является ограничение оснований для применения такой специальной санкции, как временная остановка ВЭД, до угроз “национальной безопасности”. “Нововведение позволит СБУ заниматься прямо возложенными на нее функциями по обеспечению национальной безопасности страны, уменьшая риски спекуляции угрозами “интересу национальной экономической безопасности”, как это пока предусмотрено в Законе о ВЭД”, – говорит он.
С другой стороны, эти случаи регулируются специальным законом “О санкциях”, говорит Омельченко. “Маловероятно, что в случае наличия таких важных причин для применения санкций, как угроза национальной безопасности, может быть оправданным временном приостановлении внешнеэкономической деятельности сроком на 90 дней”, – отмечает юрист.
Кто не рискует, тот не экспортер? 
Несмотря на общий позитив, юристы и бизнес нашли в законопроекте несколько положений, которые сопряжены с рисками для экспортеров. 
Чтобы качественно изменить ситуацию, нужно полностью отменить не только индивидуальное лицензирование, приостановление деятельности, запреты ВЭД, но и пеню за просрочку возврата валютной выручки. Или хотя бы прописать прямо в законе, что пеня и другие санкции применяются при наличии вины, полагает Оксана Кобзар. “Сейчас, вместо того, чтобы помочь минимизировать убытки, связанные с невыполнением обязательств контрагентом украинской компании, чиновники делают все, чтобы их нарастить – штрафуют, парализуют ВЭД. А таможня и СБУ помогают в этом фискальной службе – применяют гигантские штрафы за нарушение таможенных правил, фальсифицируют уголовные дела”, – говорит она.
Кобзар говорит, что законопроект никак не решает проблему злоупотреблений со стороны СБУ, которая использует в своих целях Закон о международных передачах товаров двойного назначения. “В то время как Минэкономики декларирует поддержку экспортеров, на практике именно этот орган применяет все санкции по ходатайствам того же СБУ и фискальной службы. С одной стороны Минэкономики у нас в авангарде перемен, а с другой – индивидуальные лицензии через окошко выдаются в порядке живой очереди и только по бумажным документам”, – рассказывает юрист. 
Законопроект в случае его принятия усиливает контроль за осуществлением международных передач, отмечает Шевченко из Zammler. “При этом документ  не раскрывает понятие “международная передача”, что само по себе не дает возможности полно применять изменения, предложенные ст.35 Закона о внешнеэкономической деятельности”, – говорит он. 
Роман Процишин считает риском тот факт, что отнесение к угрозам национальной безопасности операций ВЭД на территории Украины вне банковской системы Украины может ограничить субъектов ВЭД в совершении бартерных операций. Ведь согласно п. 3.7 Инструкции о порядке осуществления контроля за экспортными, импортными операциями, банк осуществляет валютный контроль лишь за той частью импортного договора, которая предусматривает расчёт в денежной форме.
Также, по словам Шевченко, законопроект не содержит правового определения понятия “осуществление … опосредованно внешнеэкономических операций” (изменения в ст. 37), что дает возможность дополнительного давления на бизнес путем применения специальных санкций за нарушение этого или связанных с ним законов Украины. 
Кроме того, изменениями в ст. 37 Закона Украины “О внешнеэкономической деятельности” предусмотрено увеличение штрафных санкций путем начисления пени в размере одного процента от суммы штрафа за каждый день просрочки. “Более того, такая пеня должна быть начислена на штраф, который был оплачен в течение пятнадцати рабочих дней с момента получения решения о взыскании такого штрафа”, – говорит он. 
В целом все опрошенные LIGA.net эксперты уверены, что документ требует определенных доработок, внесение которых, возможно, все же улучшит положение бизнеса в Украине, который осуществляет ВЭД.
Мария Бровинская
Оригинал статьи доступен по ссылке: http://bit.ly/2E4OZdA 
 
 
 
 

Наступний кейс «Захисники платників податків хочуть, щоб дії уряду були прозорішими, а податки - простішими»