06.10.2017

Інтерв’ю бізнес-омбудсмена в прямому ефірі Громадського радіо (05.10.2017)

Григорий Пырлик: Известно, что первые шаги по созданию Всеукраинской сети добропорядочности бизнеса предпринимались еще в мае этого года. Расскажите подробнее об этой сети.
Альгирдас Шемета: Коррупция имеет две стороны — спрос и предложение. В Украине до недавнего времени большинство действий в борьбе с коррупцией были на стороне спроса, то есть было принято законодательство, были созданы новые органы. Это важные меры, но с нашей точки зрения, недостаточные. Нужно предпринимать шаги и со стороны предложения. Мы решили, что настало время объединить тот бизнес, который хочет работать по-честному. В мае у нас состоялось первое заседание, на нем 46 компаний, которые представляют разный бизнес, подписали декларацию о готовности создать такую сеть.
9 октября состоится учредительное собрание сети, на котором компании-участники подпишут меморандум о том, что они готовы вести бизнес по-честному, они заполнили детальный опросник по своей деятельности, включая вопрос «Не платите ли вы зарплаты в конвертах?», «Есть ли у вас кодекс поведения?». Если компания не находится на самом высоком уровне, она принимает обязательство, за сколько времени она достигнет достаточного уровня. Когда, по ее мнению, она достигла уровня, ее проверит аудиторская компания. Если это так, то компания сможет использовать лого организации на своих продуктах, предоставляя свои услуги в маркетинговых целях. Как показывает международная практика, это помогает бизнесу достичь лучших результатов в продажах. Это не единственная польза для бизнеса. В разработке проекта участвует Европейский банк реконструкции и развития и Организация экономического сотрудничества и развития. Компании-участники сети, которые будут обращаться в Европейский банк реконструкции и развития по кредиты, будут восприниматься более благоприятно. Это означает уменьшение процедур проверок, возможно, более низкие проценты. 
 
Альгирдас Шемета: Две недели назад состоялась встреча президента и премьер-министра с бизнесом, на которой очень остро поднимался вопрос о действии правоохранительных органов по отношению к бизнесу. Сегодня как результат той встречи Генеральный прокурор подписал обращение ко всем прокурорам на всех уровнях о том, что они должны придерживаться определенного порядка при обысках в бизнесе. Это письмо запрещает использовать балаклавы и оружие при обысках. Другой важный момент — будет видеофиксация действий следователей в ходе обыска. Также будут обязаны допускать адвокатов для того, чтобы они могли присутствовать при проведении обыска. Очень важный элемент — следователи должны будут сначала попросить добровольно предоставить документы или другие материалы, которые определены следственным судьей. Не получив такие документы добровольно, они смогут проводить обыск.
Григорий Пырлик: Видеофиксация действий будет касаться только сотрудников прокуратуры? Часто приходят прокуратура и Национальная полиция или прокуратура и СБУ.
Альгирдас Шемета: Важно понять, что прокуратура ответственна за общий надзор над следственными действиями, которые проводят другие следственные органы — полиция, СБУ. Генеральный прокурор подчеркнул в своем выступлении, что эти правила будут распространяться на следователей полиции и СБУ. Следователь, если он будет пытаться использовать спецназ или другие силы, вооруженные или с балаклавами, должен будет получить разрешение от регионального прокурора на такие действия, с этим разрешением он должен идти в суд, чтобы тот подтвердил право на такие действия. Это письмо распространяется и на другие правоохранительные органы.
Мы на этой встрече обсудили, что было бы хорошо, если бы аналогичные документы подписали бы руководители и других правоохранительных органов.
Григорий Пырлик: Есть ли у вас внутреннее убеждение, что это письмо не останется простой декларацией?
Альгирдас Шемета: Никто не может отклонить такую возможность, но это тоже будет зависеть от того, как активно бизнес будет использовать это письмо.
 

Наступний кейс Інтерв'ю Альгірдаса Шемети в прямому ефірі Еспресо ТВ, 11.10.2017