06.05.2016

Интервью с бизнес-омбудсменом Альгирдасом Шеметой: Финансовый эффект нашей работы с бизнесом уже составил 3 млрд грн (segodnya.ua)

– У вас большой опыт работы в экономике, вы дважды занимали должность министра финансов в Литве. Расскажите, почему вы согласились на пост бизнес-омбудсмена в Украине? 

– Да, это было непростое решение. Я еще работал членом Европейской комиссии по налогам, таможне, борьбе с мошенничеством, аудиту и статистике. И работая там, следил за тем, что происходило в момент Революции достоинства. И, конечно же, имел довольно полную картину происходящих событий. И персонально считал, что все происходящее в Украине будет иметь большое влияние как на дальнейшее развитие событий в Европе, так и будет иметь геополитические влияние на развитие событий во всем мире. Конечно, хотелось как-то принять участие непосредственно и практически. То есть, не какими-то советами, а сделать что-то практическое. И так случилось, что после завершения моей работы в ЕК получил приглашение от ЕБРР заняться этой работой в Украине. И эта работа как раз является практической, где ты можешь видеть, что реально происходит в сфере бизнеса, а также влиять на многие процессы. Поэтому я решил, что могу здесь сделать свой практический вклад в прогресс Украины.
– До вас в Украине офиса бизнес-омбудсмена не было. То есть вам пришлось с нуля создавать структуру, которая бы соответствовала европейским стандартам. Что было сложно, что было легко?
–  Действительно, когда я был назначен в декабре 2014 года, был первым сотрудником этой институции. Это новая институция, которая была создана совместно правительством Украины, международными финансовыми институциями, а также пятью крупнейшими бизнес-ассоциациями. Они все подписали меморандум о борьбе с коррупцией, и ключевая часть этого меморандума как раз говорила о создании такого института. И, конечно, наладить всю эту работу не было легко. Пришлось столкнуться с серьезными бюрократическими проблемами при регистрации учреждения, затем вся логистика, найм сотрудников.  И  это бы нелегкий период, первые месяцы пребывания в Украине, но мы смогли все сделать, я думаю, очень быстро. Мы начали в январе, а уже 20 мая 2015 года объявили о приеме жалоб от бизнеса. То есть, за 4 месяца наладили всю работу фактически с нуля. Думаю, для Украины это хороший результат.
– Вы работали министром финансов, еврокомиссаром, – то есть, можете сравнить особенности ведения бизнеса в Украине и за рубежом. На ваш взгляд, какие плюсы-минусы для бизнеса видите в нашей стране?
– Украина имеет большой потенциал развития. Это одна из самых больших стран Европы с крупным и незаполненным рынком. Если смотреть с экономической точки зрения, то девальвация нацвалюты снизила затраты на содержание бизнеса. И это делает страну привлекательной для бизнеса. Но есть много препятствий. Изначально это коррупция. Украина находится на 130 месте в рейтинге Transparency International. Кроме того, сама бюрократия и ее отношение к бизнесу очень отличается от развитых стран ЕС. Ведь там госслужба служит бизнесу, а здесь остаются традиции того, что бюрократы важнее бизнесменов. Также экономика Украины мало реформировалась за годы независимости, поэтому она остается по-прежнему высоко зарегулированной, по сравнению с теми же странами Прибалтики. Поэтому здесь условия ведения бизнеса с регуляторной точки зрения более сложные. Нельзя не сказать и о культуре ведения бизнеса, и тут отличие от балтийских стран заключается в том, что компании не привыкли сотрудничать с конкурентами. Здесь нормальным явлением считаются рейдерские атаки, попытки устранить конкурента при помощи силовых структур, и другие негативные явления.
– С какими в основном проблемами обращаются предприниматели к вам? Это в основном крупный или мелкий бизнес?
– В принципе, мы не делаем препятствия бизнесу, он может обратиться по любым проблемам, которые бизнес имеет в отношениях с госорганами или госпредприятиями. И не делаем ограничений по величине бизнеса – к нам обращаются и крупные, и мелкие компании. Но по нашим расчетам, около 80% жалоб приходит от мелкого и среднего бизнеса, а 20% – от крупного. К нам также обращаются компании с иностранным капиталом – они составляют 10% от всех жалоб.
Если говорить о тех вопросах, по которым чаще всего жалуются. Львиная доля проблем касается налоговых и таможенных вопросов – это 45% в структуре жалоб. Эти проблемы находятся на первом месте в списке препятствий для работы бизнеса. То есть, в этот перечень входят неправомерные налоговые проверки, возмещение НДС, электронное администрирование и т.д. Что же касается таможни, то здесь в основном включаются вопросы, связанные с оценкой стоимости грузов. То есть, речь идет о разногласиях, когда стоимость грузов оценивают не по контракту, а по собственной оценке. Кроме того, есть проблемы с задержками при пересечении границы или в ходе процедуры растаможки. Еще сюда можно включить уголовные дела по налоговым и таможенным вопросам.
Но в целом нельзя назвать случайностью то, что жалоб на эти органы больше всего. Ведь бизнес в своей ежедневной деятельности чаще сталкивается с этими органами.
Далее в структуре жалоб следуют силовые структуры, прокуратура, полиция, СБУ – на них приходится 13% всех претензий. То есть, эти проблемы занимают второе место в структуре жалоб бизнеса. Это в основном вопросы, связанные с открытием уголовных производств, неправомерным поведением при обысках, арестом счетов или имущества, невозвращением имущества по решению суда. И, вообще, у меня создается впечатление, что в Украине очень много используется уголовное право против бизнеса. Даже в некоторых своих выступлениях называю это национальным спортом в Украине. Так как, все-таки, уголовное право – это крайний метод взаимодействия с бизнесом. Здесь же это происходит очень часто. И часто, к сожалению, те же сотрудники силовых структур действуют как своеобразные бизнесмены, используют и превышают свои полномочия в целях собственного обогащения.
После следуют контролируюзщие органы, которые проводят регулярные проверки бизнеса. На них проходится 10% всех жалоб. То есть, этот вид проблем занимает третье место в списке претензий бизнеса. Сюда можно внести, например, деятельность пожарных, СЭС, защитников окружающей среды и т.д. Таких органов контроля в Украине очень много и на их действия бизнес тоже много жалуется.
Затем по количеству жалоб от бизнеса следует местное самоуправление – это 6% всех претензий. Здесь идут вопросы, связанные с арендой земли, разрешениями на торговлю. Кроме того, в этот перечень включены инвестиционные споры, когда бывают крупные договора по инвестициям при строительстве. И в итоге возникают споры по выполнению этих договоров.
И, наконец, 5% жалоб бизнеса касаются Министерства юстиции. Здесь есть вопросы, связанные с регистрацией бизнеса, правом на собственность, выполнением судебных решений.
Вот все перечисленные сферы составляют почти 80% всех жалоб бизнеса. Но, наверное, у нас нет такого госоргана, на который бы бизнес не жаловался. Но по другим ведомствам жалоб у нас меньше – они составляют 20%.
– Сколько всего у вас работает человек? Ведь исходя из потока жалоб, создается впечатление, что их невозможно решить. Какова процедура решения вопросов? Сколько проблем вообще удалось решить?
– Если говорить о статистике с 20 мая 2015-го по 29 февраля 2016-го, то есть фактически с начала работы нашей структуры, мы получили 679 жалоб. И открыли по ним 391 расследование. То есть, рассмотрели эти жалобы по существу. И закрыли 233 жалобы. Это 60% всех открытых кейсов. И в 109 случаях проблема была полностью решена для бизнеса. В 73 случаях мы выдали рекомендации госорганам, что они должны сделать для решения проблемы. И когда мы выдаем рекомендации, это не значит, что мы забываем о вопросе. Потом мы мониторим их выполнение. И окончательно завершаем работу, когда рекомендации выполнены. То есть, 73 рекомендации находятся в стадии мониторинга. И в 51 случае нам пришлось отклонить саму жалобу, потому что мы считали, что госорган прав в принятом решении. Или бизнес не сотрудничал достаточно, чтобы можно было решить его проблему. Или в ходе рассмотрения дела предприниматель обратился в суд. А наши правила говорят, что в таком случае мы прекращаем рассмотрение жалоб, потому что тогда она переходит в ведение судов.
И в рамках данной статистики жалоб прямой финансовой эффект составляет 3 млрд грн. То есть, это когда бизнес вернул НДС, аннулированы штрафы по налоговым или таможенным вопросам и т.д.
Но кроме финансового эффекта, есть нефинансовые последствия. Мы имеем случаи  закрытия уголовных производств после нашего вмешательства. Или когда бизнес получает разрешения или лицензии после того, как долгое время госорганы этого не делали. Или были уволены сотрудники из госорганов после нашего вмешательства. Но это решение принимает сам госорган.
Но стоит отметить, что мы занимаемся не только расследованием конкретных дел, но также систематизируем то, что к нам поступает. И готовим системные рекомендации в разных сферах. Вот за три квартала прошлого года мы подготовили шесть отчетов – связанных с подключением бизнеса к электричеству; с проблемами, с которыми бизнес сталкивается вследствие АТО; по проблемам, с которыми бизнес встречается в рамках международной торговли; по администрированию налогов; по действиям природных монополий, это связано с подключением к воде, газу и т.д. И последний отчет – это по действиям силовых структур в отношении бизнеса. И потом работаем с госорганами, чтобы эти рекомендации были выполнены. И, например, по вопросам АТО, а отчет был опубликован в июне 2015-го, уже все рекомендации выполнены. По остальным работа ведется. И мы успокоимся лишь тогда, когда работа будет завершена. А все потому, что я уверен, что одна из проблем, которая в Украине наблюдается, это очень плохое выполнение решений – будь то законы или стратегические планы. И поэтому считаю своим долгом сопутствовать тому, чтобы улучшить бизнес-климат в стране.
Все эту работу мы реализуем командой в 15 человек. Это весь состав Совета бизнес-омбудсмена. У нас 6 расследователей. Два моих заместителей и я – состав, которые непосредственно занимаемся жалобами. И все остальные – обслуживающий персонал. И вот с такой маленькой командой, думаю, результат получается хороший.
– А какие вопросы не может решить бизнес-омбудсмен? Почему?
– Мы не можем решить вопросы, которые проходят суд. По нашим правилам, в критериях принятия жалоб, есть следующее: если дело находится в суде, то мы не можем вмешиваться в работу независимого суда. Это не значит, что мы не можем работать с решениями судов, выполнениями решений судов. Или с досудебными процедурами. Но в саму процедуру суда мы не можем вмешиваться.
Затем есть такой критерий, что бизнес должен пройти хотя бы одну административную процедуру, прежде чем он обращается к нам. Конечно же, при условии, что таковая процедура существует. Это сделано для того, чтобы заставить госорганы работать. Ведь если бы госорганы работали как часы, наши бы услуги не понадобились. Конечно, немало времени пройдет, чтобы так и было. Но хочется, чтобы госорганы постоянно улучшали свою работу.
Также мы не можем решить проблему компании, если с момента нарушения прошло длительное время. Мы рассматриваем ситуации, если по итогам дела прошло не более года. За исключением случаев, когда ситуации имеют длительный характер.
Еще мы не рассматриваем конфликты между частными структурами. Бывает много коммерческих споров по расчетам. Или какое-то невыполнение обязательств по услугам. Если это частные коммерческие отношения без вмешательства госорганов, то мы в этих случаях не вмешиваемся. Но бывает, что бизнес жалуется на несправедливую конкуренцию со стороны другого бизнеса, и если мы видим в этом случае бездействие АМКУ, который является госструктурой. Такое дело мы можем завести, чтобы проверить имеют ли место действие или бездействие АМКУ. То есть, в ситуации, когда конфликтуют две коммерческие структуры, и при этом здесь задействован госорган, мы можем принять жалобу к рассмотрению.
Кроме того, мы можем изучить конфликты, где в основе рейдерский захват. Так, у нас есть несколько кейсов по рейдерским захватам, потому что там бывают задействованы госорганы. При регистрации и других моментах. У нас где-то 3-4 таких случая. В трех мы близки к успеху, но это нелегкий вопрос.
– А беретесь ли вы за жалобы бизнеса, где есть проблемные финансовые отношения с банками?
– Мы рассматриваем такие случаи. К примеру, рассматривали ситуации частных Пенсионных фондов, когда люди вложились туда и после закрытия банка потеряли свои деньги. То есть, такие дела мы рассматриваем.
Кроме того, мы рассматриваем вопросы, если сами банки связываются с невыполнением своих обязательств госкомпаниями. Или госорганами. То есть, если госкомпания, допустим, взяла кредит у банка и не возвращает его. В такой ситуации банк обращается к нам за помощью.
И я встречался с руководителями коммерческих банков в НБУ, им представил  наши возможности. И в итоге около 6-7 жалоб от банков мы рассмотрели.
– Расскажите, сколько средний срок рассмотрения дела?
– Эта процедура четко расписана в наших правилах. При получении жалобы мы в течение десяти рабочих дней рассматриваем претензию предварительно, соответствует ли она нашим критериям. И если соответствует, то в течение трех месяцев рассматриваем жалобу по существу, и после этого принимаем решение или выдаем рекомендации. Чаще всего бывает так, что в течение трех месяцев мы достигаем результата, который хотели. Хочу подчеркнуть, что в ходе рассмотрения жалобы мы являемся нейтральными изначально. То есть, когда получаем жалобу, детально рассматриваем факты. И сверяем их с позицией госорганов. В итоге принимаем свое решение – прав или не прав бизнес в том или ином вопросе. И если  прав, то принимаем действия, чтобы помочь бизнесу.
– Как вам удается добиться, чтобы решения Совета бизнес-омбудсмена реализовывались госорганами?
– Мы подписали меморандумы о взаимосотрудничестве с ГФС, Минюстом, НАБУ, Государственной регуляторной службой. Скоро подпишем меморандум с Нацполицией. И в рамках такого меморандума та сторона, которая его подписывает с нами, обязуется выполнять наши рекомендации или давать мотивированный ответ, почему нет.
– Расскажите, с какими проблемами к вам приходят иностранные предприниматели? В основном, это малый или крупный бизнес? Какие отрасли? Удается ли решить их проблемы?
– Могу сказать, что жалобы иностранных компаний не отличаются от жалоб украинского бизнеса. Если брать по рейтингу, на первом месте – неправомерные проверки налоговыми органами; на втором месте – контролирующие органы, действие или бездействие; на третьем месте – возмещение НДС. И потом на равных идут нарушение процедур в ходе уголовного производства и выполнение решений судов, другие налоговые вопросы. Так что эти вопросы сопоставимы с общими жалобами.
Если брать в учет величину иностранного бизнеса, который приходит к нам с жалобами, то это 60% МСБ и 40% – крупный. А если брать по видам деятельности, то здесь превалирует оптовая и розничная торговля, фармация, сельское хозяйство, добыча, компьютерный и электронный бизнес, транспорт, логистика, хранение, медиа и энергетика.
–  Вы общаетесь с представителями бизнеса не только в Украине, но и за рубежом. Расскажите, как иностранцы относятся к возможности реализации бизнес-проектов в нашей стране?
– Для международного бизнеса важно, чтобы в стране было четкое верховенство права. То есть, на данный момент хотя реформы идут во всех областях, но трудно говорить, что можно защитить свои права, используя юридические возможности. Это связано также с действиями судов и силовых структур. 
Другой вопрос – общее впечатление. Есть в мире негативный лейбл, что страна очень коррумпированная. Во многих странах действуют внутренние законы, запрещающие бизнесу быть вовлеченным в коррупцию. И даже если его основной бизнес в Великобритании, и он ведет бизнес в Украине, и если он будет вовлечен в какие-то коррупционные схемы, то может попасть в тюрьму в той же Великобритании. И для бизнеса это большая проблема. То есть, если есть сферы, где без коррупции не можешь достигнуть решений, чтобы вести свой бизнес в нормальном русле, это сильно сдерживает предпринимателей.
Считаю, важно, что до сих пор не реформирована госслужба. Ведь когда международный бизнес сталкивается с госорганами, он ждет, что с ним будут обращаться и помогать так, как это делают в его стране. Но, к сожалению, в Украине во многих случаях это не так.
И, конечно, глобальный момент – важна позиция МВФ в отношении к Украине. Потому что он как бы наверху, а потом все смотрят и принимают решения. Важны позиции в рейтингах Doing Business, Transparency International. В общем, Украина должна понимать, что мест для инвестирования в мире много, и международный бизнес взвешивает риски и возможности. И если в этой стране проблем больше, чем возможностей, то он просто выбирает другую страну.
–  Все-таки, страна интересна для инвестирования? Какие отрасли наиболее перспективны?
– Я вижу огромный потенциал Украины. Это сельское хозяйство, переработка агропродукции, ведь Украина экспортирует много сырья, а если будет готовый продукт, это больше дохода благодаря товарам с добавленной стоимостью. Айтисектор может процветать, я вижу серьезные возможности и для промышленности. И хотя во многих сферах не прошла реструктуризация, но есть хорошие предприятия, куда можно инвестировать. И, все-таки, географическое положение Украины хорошее, конкурентоспособность высокая с точки зрения низкой стоимости логистики, так как страна находится близко к Европе.
Если бы быстро Украина провела ключевые реформы – администрирование налогов, перезагрузку силовых структур, судов и госслужбы. Это была бы прекрасная страна для инвестиций. И как скоро будут реализованы эти реформы, все зависит от политической воли. Ведь если она есть – такие реформы можно провести за 2-3 года. И нужно помнить, что весь  мир вкладывает огромные усилия в то, чтобы ситуация в Украине улучшилась. И надо это использовать. Ведь были времена, когда мало кто в Европе знал, где Украина находится. Сейчас ответ на этот вопрос знают все. 
– Сколько, на ваш взгляд, нужно времени, чтобы уровень теневой экономики в Украине в 40% снизился до европейских показателей в 12-23%?
– За долгое время в Украине уже сложились традиции работы в тени. Поэтому вывести экономику из тени не так уж и просто. Но думаю, что детенизация будет происходить по мере того, как будут проводиться реформы по дерегулированию бизнеса. Также важно решать проблемы с администрированием налогов. И как только будут решены эти важные вопросы, бизнес начнет выходить из тени. При этом трудно сказать, сколько времени на это понадобится. Но есть международный опыт, согласно которому улучшение бизнес-климата прямо связано с выведением экономики из тени. Но скорость детенизации зависит от уровня теневой экономики, ведь чем выше процент, тем больше времени нужно на решение проблем. Но в любом случае при желании за два-три года тень можно снизить до приемлемого уровня. Ведь даже в некоторых странах Европейского Союза этот уровень составляет 20-28%. Так что Украина может провести детенизацию экономики до европейского максимума. Если же говорить о перспективах снижения тени украинской экономики до показателей развитых стран ЕС, где тень не превышает 10%, то в таком случае понадобится гораздо больше времени, поскольку потребуется решить гораздо больше проблем бизнеса. 
–   Каких результатов вы планируете достигнуть на посту бизнес-омбудсмена ближайший год-два по налаживанию работы бизнеса?
– Наша основная работа связана с рассмотрением жалоб бизнеса. И здесь важно, чтобы бизнес имел площадку, где он мог бы цивилизованно решать проблемы, не входя в коррупционные отношения с государством. И этот план остается главным направлением нашей работы. Чем эффективнее мы будем рассматривать жалобы бизнеса, тем меньше останется проблем в части коррупционной составляющей во взаимоотношениях бизнеса и власти.
Еще одно важное направление. Мы уже говорили о том, что мы выпустили шесть системных отчетов по разным проблемам бизнеса: подключение к электричеству, регулирование международной торговли, проблемы, связанные с зоной АТО, действие натуральных монополий, использование уголовного права против бизнеса. Здесь важна цель – добиться, чтобы наши рекомендации, представленные правительству и соответствующим органам, были выполнены. И если они будут выполнены, то основные проблемы, с которыми мы сталкиваемся теперь, решатся. Например, если решить проблемы по администрированию налогов, по действию силовых структур в отношении бизнеса, то предприниматели смогут свободней вздохнуть. И мы будем добиваться, чтобы эти рекомендации выполнялись. В частности, рекомендации по одному из отчетов по вопросам АТО уже выполнены.
Также мы будем систематизировать вопросы, с которыми бизнес к нам обращается. Сейчас собираем информацию и формируем предложения – что нужно сделать, чтобы улучшить ситуацию в строительстве, где много коррупции, есть проблемы с инвестированием. И думаю, этот сложный вопрос в первом полугодии 2016-го проработаем и предложим изменения. А параллельно будем выявлять новые темы для системного анализа.
И последний приоритет. Мы еще больше будем делать упор на выявление конкретных сотрудников госорганов, которые принимают неправомерные решения или мешают бизнесу работать. И будем представлять фамилии этих сотрудников соответствующим государственным органам для принятия определенных дисциплинарных мер или более жестких мер. Мы считаем, что неправильно, когда проблема создана чиновниками, проблема разрешена, а никто из чиновников не наказан. Должна система работать так: если чиновники нарушают правомерные требования бизнеса, чтобы они несли соответствующее наказание. И этих целей мы будем настойчиво добиваться. 
http://www.segodnya.ua/print/economics/enews/intervyu-s-biznes-ombudsmenom-algirdasom-shemetoy-finansovyy-effekt-nashey-raboty-s-biznesom-uzhe-sostavil-3-mlrd-grn-700829.html

Наступний кейс Совет бизнес-омбудсмена подвел итоги года работы в Украине (business.ua)